«Исторіи объ Александрѣ, россійскомъ дворянинѣ» и «Исторіи о россійскомъ купцѣ Іоаннѣ». Молодой человѣкъ, путешествующій за гра
ницу является такимъ образомъ «героемъ своего времени» и занимаетъ первое мѣсто въ повѣствовательной литературѣ.
§ 3. Путешествія бояръ, посланныхъ Петромъ за границу, были очень важнымъ фактомъ въ исторіи русскаго общества и лите
ратуры. Благодаря имъ впервые болѣе или менѣе значительное число русскихъ людей лицомъ къ лицу столкнулось съ европейской жизнью.
Какъ ни поверхностно восприняли они европейскую образованность и нравы, каждый изъ нихъ, возвращаясь, приносилъ съ собою нѣчто новое. Даже, если они поддавались вліянію только моды, и это было много. Мода заставляла интересоваться литературой, мода тре
бовала иныхъ отношеній къ женщинѣ,—такимъ образомъ мода вела къ значительному измѣненію интересовъ и нравовъ высшаго слоя русскаго общества. Но не всѣ изъ посланныхъ Петромъ восприни
мали одну внѣшность европейской жизни. Среди нихъ были люди большого ума, умѣвшіе отличать существенное отъ внѣшняго, и выносившіе изъ своихъ поѣздокъ искреннее уваженіе къ наукѣ и государственному устройству Запада.
Нѣкоторые изъ невольныхъ путешественниковъ Петровской эпохи оставили описаніе своихъ странствованій, и по этимъ описаніямъ можно судить, какъ о значительности контраста между русской и европейской жизнью, такъ и о томъ процессѣ, при помощи котораго
старинный московскій бояринъ постепенно превращался въ европеизированнаго барина.
Однимъ изъ самыхъ интересныхъ описаній путешествій подобнаго рода является «Дневникъ» П. А. Толстого. Бояринъ Петръ Андреевичъ Толстой, предокъ Льва Николаевича, отправился за границу
изучать «навигацкое» (морское) дѣло уже пожилымъ человѣкомъ (52 лѣтъ). Это былъ человѣкъ очень умный, но характерно московскаго стараго склада. Онъ былъ приверженцемъ старины, чѣмъ вызвалъ къ себѣ недовѣріе Петра. Поѣздка имѣла въ значительной мѣрѣ цѣлью загладить это недовѣріе. Все это показываетъ, что П. А. Тол
стой ѣдетъ за-границу сложившимся человѣкомъ, и тѣмъ интереснѣе тѣ впечатлѣнія, которыя онъ тамъ переживаетъ. Проѣзжая по Польшѣ, Толстой болѣе всего интересуется церквами, монастырями, вѣроисповѣданіемъ жителей. Его удивляютъ нравы поляковъ.
«Въ лавкахъ за всякими товарами сидятъ мѣщане и жены и дочери дѣвицы въ богатыхъ уборахъ и въ зазоръ себѣ того не ставятъ; по городу и въ мѣстности ѣздятъ сенаторы и жены ихъ,