Мѣняется и та среда, которая является творцомъ литературы. Въ старой Московской Руси литература создавалась преимущественно духовенствомъ. Главное содержаніе литературы, какъ и всей духовной жизни русскаго человѣка, давала религія и церковь. Даже на
свѣтскую литературу нерѣдко распространялось вліяніе церковныхъ идей. Мы видѣли, что въ «Повѣ сти о Саввѣ Грудцын ѣ» страсть
и жажда жизни разсматривается, какъ бѣсовское навожденіе, и только въ монастырѣ герой этой повѣсти, какъ и удалой добрый молодецъ изъ повѣсти о Горѣ-Злосчастьи, находитъ себѣ миръ и успокоеніе. За исключеніемъ чисто практической жизни, религія и церковь господствуютъ всецѣло надъ умами людей до-петровскаго періода. Начиная съ Петра, въ глазахъ русскихъ людей пріобрѣтаетъ
самостоятельное значеніе наука, образованность. Создается сначала незначительная, потомъ все увеличивающаяся группа людей, для которыхъ служеніе образованности, ея распространеніе и улучшеніе при ея помощи жизни является главнымъ дѣломъ. Этотъ слой людей, ко
торый впослѣдствіи получаетъ названіе интеллигенція, является такимъ же идейнымъ руководителемъ новой русской жизни, какимъ въ Московской Руси было духовенство.
Интеллигенция является творцомъ новой русской литературы, которая отражаетъ ея идеалы и исканія. Исторія новой русской ли


тературы является такимъ образомъ въ значительной мѣрѣ исторіей русской интеллигенціи.


: § 2. Какъ ни рѣшителенъ былъ переломъ, совершившійся въ Пе’ тровскую эпоху, старое не могло исчезнуть сразу, и, какъ въ жизни, такъ и въ литературѣ мы видимъ въ это время много, напоминающего прошлое Въ литературѣ Петровской эпохи продолжаютъ суще
ствовать нѣкоторыя формы прошлаго, впослѣдствіи очень скоро исчезающія. Однако содержаніе этихъ формъ въ Петровскую эпоху зна
чительно отличается отъ прежняго. Такими старыми формами съ но
вымъ содержаніемъ являются повѣсти.- Онѣ очень напоминаютъ такія повѣсти 17-го вѣка, какъ о Бовѣ, Брунцвикѣ и т. д. Распростра
нялись онѣ въ рукописяхъ. Главный интересъ ихъ былъ въ обиліи приключеній, но самыя приключенія носятъ уже на себѣ печать новаго времени.
Образцомъ повѣсти Петровской эпохи можетъ служить «Гисторія о россійскомъ матросѣ Василіи Каріотскомъ и о прекрасной королевнѣ Иракліи Флоренской земли».
Въ «Россійскихъ Европіяхъ» жилъ дворянинъ Іоаннъ Каріотскій.
Когда онъ обѣднѣлъ, сынъ его, Василій, записался въ матросы. Вскорѣ