свой дух ее семенем ради производства новых, еще невиданных, культурных ценностей. Эта потребность уже пробудилась в русском обществе; надо только не дать ей снова заглохнуть вследствие либо недостаточного, либо недоброкачественного питания.
В третьих, даже взятая сама в себе вне связи с литературой новаго мира, история греческой литературы именно как история представляет собой совершенно своеобразный интерес по следующей причине. Выше было сказано, что греческая литература при своем зарождении не испытала влияния чужеземных литератур, что она была поэтому началом, а не про
должением; ныне следует прибавить, что она не испытала такового и в дальнейшем своем развитии. Значение этого факта особенно ярко освещается сравнением с историей русской лите
ратуры, последовательно испытавшей влияние византийской, польской, французской, немецкой, английской литератур. А
этим сказано, что греческая литература развивалась вполне органически—настаиваю на этом слове, в виду некото
рых неосновательных протестов последнего времени—в силу жизнетворных начал, в ней самой заключенных; среди бога
тых литератур она—единственная, про которую это можно
оказать. Вот почему Ипп. Тэн в предисловии своей истории английской литературы, которую он написал для иллюстрации овоей теории литературных явлений, заявляет, что он без колебаний отдал бы предпочтение древнегреческой литературе, если бы она могла предоставить в его распоряжение достаточно длинный ряд однородных памятников в их последовательном развитии.
И, наконец, в четвертых,—то, с чего мы начали, чем будем продолжать и чем кончим, выдающееся достоинство, не только эстетическое, но и общекультурное корифеев древне
греческой литературы. При оценке этого достоинства следует, однако, остерегаться одной иллюзии... точнее, не одной, а целых двух.