§ 1. иллюзии.
этого последнего материала часто заключается наиболее ценное и оригинальное, то, чем греческая литература способна более всего оплодотворить современное сознание. Неполное пред
ставление получит от греческих писателей тот, кто их читает
быстро, точно писателей современных; их рекомендуется читать медленно и повторно, лучше всего—с комментарием, составленным человеком, отдающим себе отчет в разнице между пси
хикой античной и современной души. Тогда нередко камень, отброшенный по первому и беглому впечатлению, будет бережно поднят и станет краеугольным при выработке мировоззрения.
2. Преимущество греческой литературы перед всеми другими заключается в том, что она с первых же шагов вводит изучающего в величавый храм гомеровского эпоса, свой пер
вый по времени и непревзойденный никакими позднейшими достижениями памятник. Историку литературы, однако, естественно поставить вопрос о предшествующих этому совершен
ству ступенях, о постепенном развитии художественного слова от его первичных ячеек до обилия гомеровской эпопеи. Пря
мого ответа на этот вопрос античная традиция нам не дает; то, что греки—уже начиная с У в. до Р. Хр., если не
раньше—принимали за догомеровскую поэзию, было изобличено исторической критикой либо как домыслы фантазии, либо как произведения более поздних времен, запечатленные религией Аполлона.
Тот начальный период, о котором речь идет здесь, мы можем не исторически восстановить, а лишь теоретически кон
струировать, руководствуясь с одной стороны этимологическими и психологическими данными, а с другой и т. наз. „пережит
ками этого начального периода как у самого Гомера, так и в позднейшей литературе, и полагая, что та замечательная последовательность развития, о которой речь была выше, со
провождала греческую литературу с самого ее зарождения. Предлагая здесь читателю свою конструкцию, я с первых же