Коллекция фарфора «мирискусника» Константина Сомова
В 1900 году Императорский фарфоровый завод после провала на Всемирной парижской выставке начинает сотрудничать с художниками нового русского искусства, к работе привлекаются представители художественного объединения «Мир искусства». Разделяя увлечения различными видами прикладного искусства, в керамике и фарфоре пробуют себя «мирискусники» Лев Бакст, Валентин Серов, Евгений Лансере, Константин Сомов, Сергей Чехонин, Александр Головин.
Начинается все с художника Евгения Лансере, которому в 1901 году было предложено возглавить художественную часть Императорского завода, он в свою очередь сообщает управляющему заводом барону Вольфу о том, что другие «мирискусники» «выразили свою полную готовность принять участие в работе» и могут быть «полезны заводу своим декоративным талантом».
Ярче всех в фарфоре дебютировал живописец и график Константин Андреевич Сомов. Художник как никто из коллег чувствовал красоту и пластичность фарфора, сказалось его увлечение фарфором с детства. Благодаря отцу, искусствоведу и старшему хранителю Эрмитажа Андрею Ивановичу Сомову, он с малых лет знал императорское собрание фарфора. Во время семейных поездок в Германию и Францию они постоянно посещали европейские аукционы. В начале 1900-х годов художник собрал собственную коллекцию фарфоровых фигурок европейских и азиатских мастеров.
Об увлеченности собирательством можно судить по дневниковым записям и письмам Сомова, в одном из таких писем художнице Анне Остроумовой, он пишет: «Последние дни в Париже проводил в окончательных осмотрах Лувра и по музеям, где я еще не был <…> ездил в Сен-Дени, был несколько раз в театре с Нувелем (прим. ред. — Вальтер Нувель, деятель художественного общества «Мир искусства») и, увы, делал последние обходы по моим милым магазинам за скурильностями!».
«Скурильность» — одно из любимых слов «мирискусников», это вещь, не обладающая большой значимостью и фундаментальностью. Именно собранная коллекция стала вдохновением и прообразом фарфоровых работ Константина Сомова.
Проработанные, утонченные формы, фактура и детали — почерпнутые у старых мастеров, и вместе с тем гротескность и пластичность нового искусства характерны для фарфора Сомова.
Статуэтки Сомова имели большой успех, были отмечены прессой и наградами, демонстрировались на многих российских и европейских выставках.
В 1913 году в Петербурге выходит иллюстрированная книга «Фарфор из собрания К.А. Сомова». У читателей электронной библиотеки Некрасовки есть возможность познакомиться с коллекцией Константина Сомова.
Книга «Фарфор из собрания К.А. Сомова» в электронной библиотеке Некрасовки.