«Наследие ВХУТЕМАСа». Алина Абрамова

В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».

***

Перед нами несколько пожелтевших от времени фотографий.

Старый, видавший виды верстак, на углу тиски. За столом четверо молодых людей. Стучат молотки, на верстаке закрепляется легкая металлическая конструкция. На стене стенд с разделами: техника, НОТ (Научная организация труда) ...

На другом снимке молодой человек в рабочем фартуке за допотопным фрезерным станком и его сверстник в студенческой фуражке за сверлильным станком не менее древней конструкции. Кто же эти люди с сильными натруженными руками? — Конечно, рабочие, — ответит каждый, кто не знает, что эти фотографии взяты из архива художника А. М. Родченко, профессора Металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа. А эти молодые люди — его ученики, наши первые художники-конструкторы.

Было это сорок лет назад...

Мастерские Метфака. П. Жигунов (слева), З. Быков (справа) и другие студенты. 1925

Макет скамьи для общественных помещений. Мастерская А. Родченко

 
Г. Миллер (начало 20-х гг.). Проект рабочего стола для конструкторов, техников и чертежников (на двух работающих).

В истории развития технической эстетики в СССР период с 1917 по 1929 год имеет очень важное значение. Именно в это время были впервые поставлены проблемы технической эстетики (например, вопросы о повышении качества промышленной продукции путем внедрения методов художественного конструирования), в общих чертах определены требования к промышленной продукции: «целесообразность, крепость, красота».

Метфак ВХУТЕМАСа (так на телеграф-языке того времени назывался металлообрабатывающий факультет Высших Художественно-технических мастерских) был организован в 1920 году по инициативе и плану художника А. М. Родченко на месте ювелирной мастерской бывшего Строгановского училища. Факультет сформировался окончательно к 1922 году. Его задачей и программой являлось конструирование вещей из металла; причем это было не украшательство, не «прикладничество», а именно конструирование промышленных изделий в том смысле, как это понимаем мы сейчас. О создании и работе Метфака рассказывает профессор текстильного факультета ВХУТЕМАСа художница В. Ф. Степанова (архив Степановой, рукопись без даты, очевидно, 1928 г.): «Первый период организации Метфака был сложным периодом разрушения старого «ювелирного прикладничества» Строгановки. Это была агитация за индустриализацию методов металлообрабатывающей промышленности — борьба за делание вещи— и конструктивную обработку металла, против культуры нелепых, «под роскошь», просто антихудожественных безделушек. Перевоспитание сознания старых строгановских студентов и кадров преподавательского состава шло с большими трудностями, и прошло более двух лет, пока кустарная ювелирная мастерская оформилась в металлообрабатывающий факультет Художественно-технического вуза. Параллельно велась упорная работа над улучшением программы Метфака — почти что единственной в мире школы, готовящей конструкторов по деланию вещей для мелкой индустрии. Новизна дела, отсутствие всякого предыдущего опыта в этом направлении, трудность найти подходящий преподавательский состав, ничтожные материальные ресурсы необычайно осложняли работу, но, с другой стороны, закаляли в суровой борьбе сплоченную группу работников Метфака — студентов и профессоров — и делали из них приверженцев целесообразного делания вещей. Задачи, стоявшие перед Метфаком в 1920 году как отдаленное будущее, — выпуск первых конструкторов-художников — в этом году осуществились, и мы имеем 10 выпускников, первых не только в СССР, но и за границей. Конструкторов по созданию вещей не в прикладном смысле, а конструкторов-изобретателей новой целесообразно организованной вещи. Эта первая десятка готовится к самостоятельной работе на фабриках и заводах».

Условия работы факультета были чрезвычайно трудными. Металлообрабатывающая промышленность в стране едва начинала налаживаться, и говорить о художественном конструировании промышленных изделий казалось многим непозволительной роскошью. Преподавателей для факультета было мало, первое время только два энтузиаста — художник Родченко и позже инженер Малишевский. Студентам же приходилось не только учиться, но и изыскивать средства для существования — поиски заработков отнимали много времени и сил. Вполне понятно, что при таких условиях работы отсев студентов был очень значительным. Достаточно вспомнить, что при организации факультета на него было записано около 60 студентов. К финишу пришло только десять. Поступив во ВХУТЕМАС, они окончили ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС был преобразован в ВХУТЕИН в 1926 году), защитив в марте 1928 года дипломные работы. Им было присвоено звание инженеров-художников, двое из них — 3. Быков и А. Галактионов получили заграничные командировки (которые, кстати говоря, не использовали). В следующем, 1929 году еще около десяти человек окончили Метфак ВХУТЕИНа. В 1930 году ВХУТЕИН был закрыт. Живописный и скульптурный факультеты переведены в Ленинград и слиты с Академией художеств. Остальные факультеты ВХУТЕИНа были преобразованы в самостоятельные институты.

А. Родченко. Шкаф для одежды, белья и посуды. Сделано для спектакля «Инга». 1929

А. Родченко. Обеденный стол для спектакля «Инга». 1929

А. Родченко. Проект комбинированного светильника. Сделано для спектакля «Инга». 1929

А. Родченко. Кресло-кровать. Сделано для спектакля «Инга». 1929

Метфак ВХУТЕМАСа начинал свои занятия, располагая одной комнатой над проходными воротами здания ВХУТЕМАСа на Мясницкой улице. О том, в каких условиях проходили занятия в этой мастерской, и дают представление снимки, сохранившиеся в архиве А. М. Родченко.

В результате целого ряда экспериментов, собственных практических работ, предварительных учебных программ и заданий А. М. Родченко разработал целую систему обучения инженеров-художников.

Так, например, он давал студентам такие задания:

Задание первое. Подбор готовых вещей. Цель его — ознакомить студентов с существующей промышленной продукцией, критически оценить ее и показать свой «принципиальный взгляд на культуру вещи». Для этого студент должен составить из продающихся в магазине вещей комплект оборудования библиотеки, магазина, столовой, зала заседаний спортплощадки или «жил. ячейки», зарисовать или сфотографировать выпускаемые вещи и критически их оценить.

Задание второе. Упростить уже существующую вещь. Выбрав какое-либо промышленное изделие, студент должен «снять с нее прикладное художество и неработающие части, выявить основную конструкцию и фактический вид, предложить ее цветовое и фактурное решение».

Для выполнения такого задания рекомендовался целый ряд промышленных изделий, например: настольная лампа, плафоны и фонари, садовые скамейки, посуда и самовар, решетки и спортивные принадлежности.

Задание третье. Улучшить уже существующую вещь. Студенту предлагалось за счет украшательских расходов какого-либо промышленного изделия усложнить ее функциональную конструкцию, сделать ее более удобной, предложить новое решение ее фактуры и цвета, использовать более интересный материал.

Как пример предлагалось изготовить электрическую настольную или напольную лампу с большой подвижностью или плафон с направленным и отражающим светом.

Задание четвертое. Разработать новый тип уже существующей вещи.

Ознакомившись со всеми образцами выпущенных промышленностью вещей, студенту предлагалось «разработать совершенно новый ее тип на основе современных требований как художественных, так и технических, используя для этого самый дешевый массовый способ ее изготовления (например, штамповку), а также, взяв дешевый материал, проработать его в цвете и фактуре.

В качестве примеров предлагалось изготовить совершенно новые, неизвестные ранее типы ножей или ножниц, дверных или оконных принадлежностей и так далее.

Задание пятое. Предложить новую вещь.

Цель этого задания — научить будущего художника-конструктора (или, как тогда называлась эта новая профессия, «инженера вещи» или «инженера-художника») изобретать и создавать совершенно новые вещи или целые ансамбли, которые должны обслуживать новое общество, например, оборудование советского кооперативного магазина, закусочной или решение проблемы особого освещения на скрещении двух улиц (прототип современного светофора) и т. д.

Задание шестое. Создание комплекта вещей.

Перед студентом ставилась специальная задача создания вещей одного стиля (единый принцип конструкции — один материал, общность цвета и фактуры), так как «совершенно необходимо для какого-либо помещения иметь один общий вид оборудования».

Все эти новые, более совершенные изделия промышленности должны были занять прочное место в жизни, и поэтому студентам предлагалось по всем заданиям не только создавать образцы, но и внедрять свою продукцию в производство.

Седьмое задание. Наиболее сложное и интересное. Оно должно было стать итоговым, «показать всю подготовку выпускаемого инженера-художника».

В нем необходимо было «наиболее рационально и красиво показать все оборудование какого-либо помещения во всех деталях, обращая особое внимание на культуру общего вида объекта».

Примерные задания: общежитие совхоза, коммунальный дом, улица социалистического города, кинотеатр, аудитория, библиотека, столовая, парк культуры и отдыха. (Данные рукописи А. М. Родченко в его архиве. Без даты. Очевидно, 1924—1925 гг.)

Рогожин. Модель мягкого стула без пружин. 1927. Выполнено под руководством В. Татлина. Стул, сделанный из бука, мог выдержать свыше 100 кг. Пружины сиденья заменены прутьями из бука. Эти прутья, соединенные под сиденьем, образуют форму с большим сопротивлением на груз. Сиденье вращается на шарнирах.

Б. Земляницын. Складной стул 19271928 гг. Был сделан к дипломному проекту «оборудование каюты капитана». Мастерская Л. Лисицкого.

П. Галактионов. Макет стандартной мебели для общественных помещений. Мастерская А. Родченко.

Впервые практическая работа студентов Метфака ВХУТЕМАСа была показана на отчетной выставке 1923 года.

На этой выставке экспонировались модели и проекты, разработанные студентами «для металлической промышленности».

Экспонаты выставки можно было разделить на три основные группы:

1. Вещи разборные, складывающиеся после употребления (складной киоск, складная кровать).

2. Вещи, выполняющие несколько функций (кресло и кровать, кровать и чертежный стол).

3. Вещи, «решенные в движении» (движущаяся книжная витрина).

Образцы изделий были решены порой наивно, иногда излишне упрощенно и часто не шли дальше маленьких выдумок «изобретательского» порядка. Хитроумные приспособления, превращающие кресло в кровать, а стол в диван или кровать, были главной темой, над которой работали студенты.

Среди незначительного количества оставшихся проектов есть и проекты электрической лампы, выполняющей несколько функций — торшера, настольной лампы и лампы для общей комнаты.

Новые формы мебели были настолько непривычными, что посетители выставки — даже студенты других факультетов ВХУТЕМАСа — спрашивали потом у метфаковцев: «Где же здесь искусство?»

В дальнейшем задания усложнялись, цели и задачи художественного конструирования становились яснее и определеннее, и к своему выпуску студенты приходили уже со сложными проектами, такими, как оборудование для зрительных залов, столовых, клубных и других общественных помещений, оборудование станции междугородного сообщения, разработка проекта кино и радиопередвижки и т. д.

На некоторых из этих проектов стоит остановиться подробнее. Любопытно была сконструирована мебель для общественных помещений по предложению и проекту П. Галактионова. В основу конструкции этой мебели положены легкие, полые внутри алюминиевые трубки. Такая мебель занимает немного места, она легка, гигиенична, изящна и во многом предвосхищает образцы современной мебели.

Г. Миллер. Книжный киоск. 1924

 Кресло из алюминиевых трубок и холста. Мастерская А. Родченко. 1926

 Б. Земляницын. Шкаф-стол для общежития. Мастерская А. Родченко. 1927–1928

Примечательно, что в некоторых работах студентов ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа предугадана получившая впоследствии широкое распространение в образцах стульев, диванов и кресел «линия Аккерблома».

Интересно решил студент Павлов «стандарт оборудования автобуса». Это удобная, простая и дешевая конструкция, позволяющая превращать автобус городского типа в автобус дальнего следования со спальными местами. Близким к этому решению был и проект оборудования «летного аппарата дальнего следования», разработанный студентом Жигуновым. Оборудование было рассчитано на восьмиместную кабину «Jqet kondar». Пассажиры этого «летного аппарата» должны были сохранять постоянное положение относительно земли при любом крене и подъемах за счет остроумно сконструированных сидений. Кроме того, кресла могли легко превращаться в кровати.

Большую практическую ценность представлял «стандарт оборудования книгопередвижки-книгоноши», разработанный студентом Заонегиным. Этот «стандарт» был рассчитан для установки на грузовике.

В работах студентов-дипломников ВХУТЕИНа, сдававших серьезный экзамен на право называться «инженерами-художниками», было много общего. Они связывали свою работу с практическими задачами промышленности, все их усилия и способности были направлены на создание образцов промышленных изделий для нового быта.

Многим вещам, созданным студентами Метфака и их профессором А. М. Родченко, довелось родиться на свет спустя более чем три десятка лет. В этом нетрудно убедиться, взглянув хотя бы на складной стул, сконструированный в 1928 году студентом Б. Земляницыным (для дипломного проекта «оборудование каюты капитана»).

Поскольку все эти проекты в большинстве случаев так и оставались только проектами, художники, работающие в области конструирования новых вещей, находили реальное их воплощение в тех театральных постановках, где речь шла о жизни и быте будущего. Это в первую очередь относится к самому Родченко: «Инга» П. Глебова в Камерном театре, фильм «Журналистка» режиссера Кулешова, «Клоп» Маяковского в постановке Мейерхольда (оформление первой части —Кукрыниксов, второй — Родченко).

Это было сорок лет назад... Сейчас, когда внедрение методов художественного конструирования стало одной из первоочередных проблем, мы не можем пройти мимо работ группы энтузиастов, сказавших первое слово, внесших первый, хотя и очень скромный вклад в благородное дело создания простых, целесообразных и удобных бытовых вещей.

***

Автор: Алина Абрамова, искусствовед. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 4 за 1964 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!