«Проектно-графический архив ВХУТЕМАСа». Селим Хан-Магомедов
В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».
***
Проектно-графический архив ВХУТЕМАСа
Селим Хан-Магомедов — искусствовед, исследователь авангарда. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 8 за 1982 год.ВХУТЕМАС стал легендой. Чем дальше в прошлое уходят от нас 20-е годы, когда существовал этот уникальный комплексный художественно-технический ВУЗ, тем становится все более очевидным, что он был крупным явлением в культуре ХХ века.
Наследие ВХУТЕМАСа — это не только история, но и богатейшая кладовая образов новой архитектуры и дизайна, образов во многом первичных.
Именно эти качества творческого наследия ВХУТЕМАСа объясняют, почему к выполненным здесь, вроде бы скромным проектно-графическим работам студентов проявляется такой повышенный интерес не только со стороны историков и преподавателей, но и со стороны практиков —архитекторов, дизайнеров, художников.
На фото: Основное отделение. I курс. 1927 г. Выставка работ студентов, выполненных по теме выявления массы и веса.
***
В его проектно-графическом наследии отложились формообразующие потенции, которые до сих пор продолжают питать предметно-художественную сферу. Однако эти потенции, заложенные в курсовых и дипломных работах студентов ВХУТЕМАСа, вот уже более полувека не могут быть в полной мере использованы, так как проектно-графическое наследие этого вуза практически не введено в профессиональный обиход.
В этом его историческая судьба отличается от судьбы Баухауза, наследие которого также исключительно важно. Материалы Баухауза с большой тщательностью выявлены, классифицированы, проанализированы. Проектно-графическое наследие ВХУТЕМАСа: — пропедевтические* задания, курсовые и дипломные проекты архитектурного и производственных факультетов — оказалось в ином положении. Оно практически не публиковалось в 1930-е — 1950-е годы. А среди этих проектов много блестящих работ, принципиальных достижений в масштабах всего нового стиля. И это неудивительно, так как среди тех, кто руководил архитектурным и дизайнерским проектированием и формировал пропедевтические курсы, был цвет пионеров нового стиля в архитектуре и предметном творчестве:
А. Веснин, Н. Ладовский, Г. Клуцис, Л. Лисицкий, В. Татлин, К. Мельников, Л. Попова, А. Родченко, И. Голосов, И. Леонидов, В. Кринский, А. Лавинский, В. Степанова и др.
Сейчас уже общепризнана значительность места и роли ВХУТЕМАСа, все больше выявляется взаимосвязь ВХУТЕМАСа с общими процессами стилеобразования, и тем разительнее становится несоответствие значимости его как творческого явления и количества введенного в научный обиход, связанного с ним документального материала. Из статьи в статью, из работы в работу кочуют одни и те же немногочисленные дежурные примеры.
На фото: Группа студентов архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. Сидят: крайний слева Г. Крутиков, крайний справа Г. Кочар.
***
Казалось бы, ну что может быть проще — надо просто опубликовать материалы проектно-графического архива этого вуза, так как известно, что все лучшие проекты — модели и чертежи — отбирались в методический фонд, а большинство работ фотографировалось.
ВХУТЕМАС имел богатейший архив, и казалось естественным, что этот архив где-то хранится.
Архив состоял из двух основных частей — текстовой (программы, протоколы заседаний, личные дела преподавателей и студентов, расписания занятий и т. д.) и проектно-графической (модели, чертежи, негативы). Текстовая часть архива ВХУТЕМАСа, насчитывающая многие тысячи документов, действительно хранится в ЦГАЛИ и уже многие годы привлекает внимание исследователей. Что же касается проектно-графической части архива, то ни в одном государственном хранилище он не обнаружен.
Такая ситуация в условиях всевозрастающего внимания к ВХУТЕМАСу, когда для исследований используется в основном только текстовая часть его архива, привела к известной однобокости в представлении о наследии этого вуза; появилась опасность, что он все больше будет восприниматься по линии, так сказать, теоретико-методического жанра, а не как практико-творческая лаборатория нового стиля. Поэтому чрезвычайно важно дополнить публикации текстовых документов публикациями выявленных проектно-графических материалов.
В настоящее время важно ввести в научный обиход новые проектно-графические материалы, которые содержат в себе поисковые проектные разработки в русле двух наиболее авторитетных архитектурных течений того этапа, рационализма и конструктивизма, и первые дизайнерские проекты.
Сколько же вообще было выполнено во ВХУТЕМАСе пропедевтических, архитектурных и дизайнерских студенческих работ, сколько проектов могло сохраниться?
Пропедевтические дисциплины в первые два-три года существования ВХУТЕМАСа (1920—1923 гг.) проходили, так сказать, внутриутробное развитие в ряде мастерских архитектурного, живописного и скульптурного факультетов, причем в первое время шел отбор методики преподавания и самой проблематики пропедевтического курса. На архитектурном факультете развивались две концепции архитектурной пропедевтики — на основе так называемого «психоаналитического» метода преподавания Н. Ладовского (Объединенные левые мастерские — 0бмас) и на основе концепции построения «архитектурных организмов» И. Голосова (мастерская экспериментальной архитектуры).
В основу общевузовской пропедевтической дисциплины «Пространство» был положен метод Н. Ладовского. Важно, однако, отметить, что Обмас имел в рамках архитектурного факультета статут самостоятельного отделения, в нем студенты под руководством одних и тех же преподавателей (Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский) проходили весь курс профессионального обучения. Обмас существовал три года и был центром формирования как пропедевтической дисциплины «Пространство» (которая затем под руководством В. Кринского и учеников Н. Ладовского по Обмасу преподавалась на Основном отделении ВХУТЕМАСа), так и творческой концепции архитектурного течения рационализма, молодое поколение сторонников которого готовилось затем в мастерских Н. Ладовского и Н. Докучаева.
На фото: Группа студентов Основного отделения ВХУТЕМАСа с преподавателями В. Кринским (стоит в центре с папкой в руках) и М. Коржевым, (справа от Кринского). Архитектурная специализация. II курc. 1927 г.
***
На живописном факультете в первые годы на младших курсах было несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на преподавании какой-то группы профессиональных художественных приемов. Причем предполагалось, что студенты поочередно проходят курс обучения в нескольких мастерских. На базе этих мастерских формировались пропедевтические дисциплины сначала внутри факультета, а затем две из них («Графика» — А. Родченко и В. Киселев, «Цвет» — Л. Попова и А. Веснин) стали межфакультетскими и были положены в основу соответствующих пропедевтических дисциплин Основного отделения.
На скульптурном факультете межфакультетская дисциплина «Объем» формировалась в мастерской, которой совместно руководили Б. Королев и А. Лавинский. С выделением Основного отделения в самостоятельное подразделение ВХУТЕМАСа (с 1923 года) пропедевтические дисциплины становятся обязательными для всех студентов, которые занимались на Основном отделении первые два года.
Однако уже на Основном отделении группы студентов формировались с учетом их будущей специализации, и в зависимости от этого определялись профилирующие пропедевтические дисциплины.
Особенно четко это проявлялось на втором курсе Основного отделения, а с 1926 года, когда второй курс был включен в состав специальных факультетов, пропедевтика приобрела еще более специализированное направление.
Для архитектурного и дизайнерских факультетов ВХУТЕМАСа профилирующей пропедевтической дисциплиной было «Пространство». Будущие архитекторы на первом курсе выполняли, как они именовались, «отвлеченные» задания на выявление формы, массы и веса, конструкции, пространства, ритма, равновесия, динамики ит. д., а на втором курсе на эти же темы делались конкретные или «производственные» задания — уже не общая, а архитектурная пропедевтика.
Таким образом, поиски проектно-графических материалов ВХУТЕМАСа, связанных с пропедевтикой, должны были ориентироваться на выявление трех групп работ: материалы тех мастерских, где зарождались в начале 20-х годов пропедевтические дисциплины; задания по пропедевтическим дисциплинам на первом курсе Основного отделения; специализированная пропедевтика.
Определить точно, сколько было выполнено студенческих работ в тех мастерских живописного и скульптурного факультетов, где первоначально формировались пропедевтические дисциплины, оказалось делом нелегким, особенно если иметь в виду только те задания, которые имеют отношение к пропедевтике.
По-видимому, количество выполненных студентами заданий едва ли превышало в каждой мастерской несколько десятков.
В Обмасе пропедевтическая дисциплина «Пространство» формировалась в процессе разработки архитектурных проектов, причем на каждую тему Н. Ладовский давал последовательно отвлеченное и производственное задание. Старшая группа студентов выполняла только производственные задания, то есть конкретные проекты. Можно считать, что в Обмасе за три года (1920—1923) было выполнено около 200 проектов.
После выделения Основного отделения в автономное на первом курсе по дисциплине «Пространство» студенты выполняли по три-пять «отвлеченных» заданий, в основном в макетах. На двух курсах Основного отделения в феврале 1924 года насчитывалось 463 человека, а в ноябре 1925 года — 388 человек. Таким образом, на первом курсе Основного отделения обучалось около 200 студентов, и большая часть из них выполняла отвлеченные задания по «пространству», во всяком случае начиная с 1923 года, когда Основное отделение было выделено в структуре ВХУТЕМАСа, и до 1929 года, когда оно было ликвидировано. Видимо, общее количество студенческих работ по отвлеченным заданиям по дисциплине «Пространство» колеблется от 1200 до 1500 работ — это чертежи, рисунки, модели.
Сколько же было выполнено собственно архитектурных проектов за время существования ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа?
Всего архитектурный факультет этого вуза окончило 350 человек, причем более ста из них в 1930 году были выпущены ускоренно, без выполнения дипломного проекта.
На втором курсе, начиная с середины 20-х годов, студенты архфака выполняли в среднем по 4 проекта на отвлеченные задания и по специализированной архитектурной пропедевтике. На III и IV курсах архитектурного факультета студенты выполняли еще 4—6 проектов (включая преддипломный, так называемый контрольный).
Следовательно, в целом по архфаку мож но было ориентироваться на такие цифры: училось до 500 студентов (считая тех, кто был на I — III курсах, когда ВХУТЕИН был ликвидирован). За полный курс обучения студент архфака выполнял 15—16 проектов, включая отвлеченные задания по профилирующей пропедевтической дисциплине «Пространство». Если исключить эти 4—5 заданий, то остается 10—12 собственно архитектурных проектов (включая специализированную пропедевтику). Но если учесть, что в первые и последние годы существования ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа не все студенты проходили полный курс (одни раньше начали учебу, то есть до создания ВХУТЕМАСа, другие — позже ее кончали — уже после ликвидации ВХУТЕИНа), то всего было, видимо, выполнено три-четыре тысячи студенческих архитектурных проектов.
Важен также и характер подачи проектов. Отвлеченные задания по дисциплине «Пространство» — это в своем подавляющем большинстве или модель, или чертеж на одном листе. По архитектурной пропедевтике большая часть проектов выполнялась на одном листе или в виде модели, однако имеются и проекты на двух или трех листах.
Курсовые проекты выполнялись на 1—8 листах. Преддипломные проекты содержат от двух до 6—7 листов, а дипломные до 10 листов, и даже в отдельных случаях до тридцати, включая таблицы аналитической части.
Таким образом, общее количество моделей и листов чертежей, включающих все архитектурные проекты, а также задания по дисциплине «Пространство» могли бы насчитывать до 8 тыс. изображений.
Таково положение с архитектурным факультетом — одним из самых многочисленных во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
На фото: В обследованных автором статьи более чем 100 личных архивах бывших студентов и преподавателей ВХУТЕМАСа удалось выявить более двух тысяч ранее не публиковавшихся изображений курсовых и дипломных проектов (чертежи, фотокопии). Публикуется незначительная часть этого нового проектно-графического материала.
Верхний ряд: Объединенные левые мастерские (Обмас) архитектурного факультета (руководители Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский). «Отвлеченные» и «производственные» (конкретные) работы студентов на выявление формы, массы и веса, конструкции и пространства. 1920—1923 гг. (работы студентов М. Коржева, В. Петрова, Ю. Спасского, Н. Травина, М. Туркуса, С. Гельфельда, Г. Гольца, Н. Тихонова).
Средние ряды: Основное отделение. Пропедевтическая дисциплина «Пространство» (руководители В. Кринский, В. Балихин, М. Коржев, И. Ламцов, В. Петров, М. Туркус и др.). «Отвлеченные» и «производственные» работы студентов на выявление формы, массы и веса, конструкции и пространства (работы студентов М. Барща, Н. Соколова, Л. Гриншпуна, Андрианова и др.). 1924—1929 гг.
Нижние два ряда: Архитектурный факультет (руководители мастерских А. Веснин, Н. Ладовский, Н. Докучаев, И. Голосов, А. Щусев и др.). Курсовые и дипломные работы студентов (проекты Т. Варенцова, М. Мазманяна, В. Лаврова, А. Бунина, М. Коржева, Г. Кочара, Л. Комаровой, И. Соболева, Л. Теплицкого, Д. Шибаева, П. Гольденберга, А. Носова, А. Мостакова, Ю. Мушинского, А. Сильченкова, Г. Глущенко, А. Машинекого, П. Помазанова, Г. Крутикова). 1924 — 1929 гг.
***
Иное положение с основными дизайнерскими факультетами, общее количество студентов на которых было меньше, чем в некоторых мастерских архфака. Так, в феврале 1924 года на архитектурном факультете училось 242 студента, на деревообделочном — 22 и на металлообрабатывающем — 17, а в январе 1925 года соответственно: 241, 16 и 12 студентов.
До закрытия ВХУТЕИНа в 1930 году дерфак окончил 31 человек, а на старших курсах к тому времени обучалось 16 студентов. Метфак окончило 16 человек, а на старших курсах было лишь семь студентов. Вот с учетом этого количества студентов и следовало искать курсовые и дипломные дизайнерские проекты.
Отсутствие проектно-графических материалов ВХУТЕМАСа в государственных хранилищах определило два основных канала поисков студенческих работ: публикации 20-х — начала 30-х годов и личные архивы бывших преподавателей и студентов ВХУТЕМАСа. Тщательное изучение публикаций выявило такую картину. Относительно широко публиковались дипломные проекты второй половины 20-х годов архфака и объединенного дерметфака.
Неплохо представлены в публикациях преддипломные проекты архфака, значительно меньше — курсовые, совсем незначительно — архитектурная пропедевтика и буквально единицами — отвлеченные задания по пропедевтическим дисциплинам.
Мной были просмотрены и весьма далекие от проблематики ВХУТЕМАСа издания, и в некоторых из них неожиданно удалось обнаружить публикации студенческих проектов.
Публикации неравномерны как по годам (возрастают к концу 20-х годов), так и по типам заданий (возрастают от пропедевтики к диплому). Проекты представлены лишь частью изображений, то есть опубликованы не полностью. Во многих случаях полиграфическое качество публикаций низкое, что затрудняет качественное воспроизведение проектов в новых изданиях.
Выявление материалов в личных архивах я начал с поисков работ архитектурного факультета. Предварительный — зондаж позволил наметить такой, как мне казалось, максимальный предел выявления — 1000 проектов (включая отвлеченные задания по профилирующей пропедевтической дисциплине «Пространство»), это примерно одна пятая всех работ студентов архфака.
Более чем десятилетние интенсивные поиски позволили превысить эту цифру.
Найдены много дополнительных листов к уже опубликованным проектам и качественные изображения большинства опубликованных. Общее количество выявленных изображений по архфаку уже превышает 2500. Это позволяет получить практически полное представление о работе архитектурного факультета.
Выявлено почти 70 проектов Обмаса. Отвлеченные задания первого курса Основного отделения по дисциплине «Пространство» (в том числе и работы студентов не архитектурных групп) выявлены в количестве 800. Проектов по архитектурной пропедевтике (II курс) найдено около 80, курсовых и преддипломных проектов — более 250, дипломных — 75. Среди выявленных проектов — работы студентов мастерских Н. Ладовского, А. Веснина, А. Щусева, И. Голосова, Н. Докучаева, Л. Веснина, К. Мельникова, И. Жолтовского и других.
По пропедевтической дисциплине «Объем» выявлено несколько десятков выполненных студентами заданий, начиная с самого первого задания (осень 1920 года).
По дисциплине «Цвет» удалось найти лишь около десяти работ.
По дизайнерским факультетам процесс выявления материала еще продолжается.
По метфаку он уже близок к завершению (удалось выявить около 60 курсовых и дипломных проектов), а по дерфаку еще предстоит более детальное обследование личных архивов (пока найдено около 30 проектов).
Обследование личных архивов было начато мной в 60-е годы. Всего удалось обследовать более 100 частных архивов.
Работа эта оказалась весьма специфической, особенно в психологическом плане.
В большинстве случаев я имел дело с самим владельцем архива. Все это люди весьма почтенного возраста, от 65 до 85 лет, для которых события 20-х годов — это время их далекой юности. Бывшие студенты ВХУТЕМАСа ко времени встречи со мной прошли большой творческий путь и зачастую рассматривали студенческие работы лишь как незначительный эпизод в своей творческой биографии.
Почти все стремились заинтересовать меня, как историка советской архитектуры, работами времени своей профессиональной зрелости, которая у большинства из них совпала с периодом «украшательства».
Но далеко не в единичных случаях выяснялось, что лучшими проектами владельца архива были как раз его студенческие работы, выполненные во ВХУТЕМАСе.
У многих выпускников ВХУТЕМАСа вообще не оказывалось в их личном архиве никаких проектно-графических материалов студенческого периода.
Эти материалы или давно уничтожил сам владелец архива, или они были утрачены в годы войны. Нередко я слышал: где же вы были раньше, вот недавно переехали на новую квартиру и весь хлам с антресолей выбросили. Бывшие студенты ВХУТЕМАСа, у которых ничего не сохранилось, нередко подробно рассказывали о своей учебе в вузе и часто рисовали мне по памяти свои проекты. Таких восстановленных эскизов их авторами студенческих проектов в моем архиве несколько десятков.
Беседы с бывшими преподавателями и студентами ВХУТЕМАСа проходили, как правило, у них дома.
Во время бесед я вел подробные записи (накопилось уже сотни страниц записей таких бесед). Мы рассматривали подробно личный архив собеседника, я отбирал из него документы, чертежи, рисунки и фотографии, которые возвращал после фотографирования и снятия копий.
Не все владельцы личных архивов или их наследники легко давали материалы на вынос, боясь выпустить их за пределы квартиры. Их можно понять — для них это реликвии.
Нередки случаи, когда архивы выбрасываются после смерти владельца. Недавно позвонил один из вхутемасовцев и сказал, что умерла вдова одного окончившего ВХУТЕМАС архитектора, квартиру надо сдать, а родственники не знают, что делать с многочисленными папками, с материалами и документами. Я связался с родственниками и в последний момент вывез материалы, уже предназначенные на выброс. Среди них и великолепные фотографии студенческих работ владельца архива.
Я мог бы много рассказывать, с каким большим трудом и в то же время с какими счастливыми минутами связаны такие поиски архивных материалов.
На фото: Студенты собираются на демонстрацию (ноябрь 1922 г.) во дворе ВХУТЕМАСа на Мясницкой улице.
***
Обследование личных архивов и беседы с архитекторами и художниками старшего поколения помогли мне почувствовать саму атмосферу тех лет. Это, конечно, большое преимущество, когда историк может не только пользоваться материалами, но и беседовать с людьми того времени, которое он изучает.
В целом в значительной степени удалось воссоздать проектно-графическую часть архива ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНАа.
С 60-х годов мной в личных архивах и изданиях выявлено к настоящему времени такое количество материалов, которое позволяет на конкретных работах показать значительную роль ВХУТЕМАСа в формировании современной архитектуры и дизайна. Предстоит большая работа по анализу этого материала, его систематизации, уточнению авторства и мастерской, где выполнялся проект и тип задания.
Разумеется, такой материал необходимо издать с возможной полнотой. Творческое наследие советского искусства 20-х годов —это не только наш отечественный опыт, но и важное наследие всего мирового искусства в целом. Наш интернациональный долг — выявить, сохранить и ввести в научный обиход это наследие.
***
* Пропедевтика — важная часть начальной общей художественной подготовки специалиста предметно-художественной сферы творчества, преследующая цель развить у студента пространственное воображение и выявить объемно-цветографические творческие потенции.
В развитом виде пропедевтические курсы сформировались в 20-е годы прежде всего в комплексных художественных вузах (ВХУТЕМАС, Баухауз), где они преподавались на первых курсах студентам различных специальностей.
Причем тогда, на этапе становления нового стиля предметно-пространственной среды, пропедевтические вузовские дисциплины сыграли важную роль в формообразующих процессах, в ходе которых вырабатывались средства и приемы выразительности новой художественно-композиционной системы.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!