Хроника московской жизни: 3–9 сентября. 1936 год

Раз в неделю «Электронекрасовка» рассказывает о событиях, произошедших в Москве и жизни москвичей в разные годы, основываясь на газетных и журнальных заметках и дневниковых записях. Представляем хронику быта с 3 по 9 сентября 1936 года. На этой неделе: начался учебный год; в магазинах начали продажу расфасованного мяса, теперь мясники не рубят у прилавка; в Подмосковье большой урожай белых грибов; организован пробный международный авиарейс Москва – Прага; запустили грузовое такси для населения; в зоомагазины завезли шубундуков; на Москве-реке закрываются лодочные пристани; к осени на прилавки Москвы поступит 680 000 пар галош, но в основном мужских; начался выпуск комбинированных патефонов, которые работают как от сети, так и от завода.

3 сентября

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Бронтман Лазарь Константинович, 
корреспондент «Правды»

Утром провожали тройку в Сочи. Чкалов появился за полминуты до отхода поезда. Еле успел сесть. Хмельной. Вечером позвонил Володя.

— Плохо, Лазарь. Приборы, гады, подвели. Нельзя засчитать. Обидно очень.

— Мы всё-таки дадим.

— Приезжай.

Приезжаю — валяется на ковре с женой и ее подругой. Играют в преферанс. Перед ним бутылка пива, бокал.

— Пей! Все равно скажут, что спаиваю. Семь первых!

Он уже отошёл. А был весьма расстроен.

— Да как же. Ведь на этом финишировал работу. И так прекрасно слетал. Вылез и знал, что побил.

— Пойдёшь опять?

— Обязательно. Ведь на 2–2,5 всегда перешибу.

Его жинка рассказывает: «Я и не знала, что он вчера летал. Ложимся вчера спать, я спрашиваю: — Вова, а сколько рекорд? Он говорит: — У меня 10400. — Вовка, да ты разве летал? — Да нет, спи, спи, красивая!»

4 сентября

***

***

***

***

***

***

***

Устрялов Николай Васильевич, 
правовед, философ, политический деятель

Утро. Маленькая комнатка на Зубовском бульваре, чайник, в лавочку за маслом и хлебом, один... Осенняя Москва.

«На старости я сызнова живу».

Совсем как некогда, в студенческие блаженные, незабвенные годы. Какая-то тёплая отрада разливается в груди. Да, четверть века назад! За пыльным окошком дождь, желтеющие листья, заборы, красная крыша сарая. На столе — книги, тоже вечные спутницы...

А дальше? Дальше — собираюсь зайти сегодня в Наркомюст, к вождям (вождю?) Правового Института. В МИИТе вчера сообщили, что нагрузка в этом году, оказывается, ничтожная и что нет возражений против частичного, временного совместительства. Проснулась ностальгия своего предмета, своего дела: право, государство. Зайти, поговорить; если что-либо подойдёт, прекрасно. Говорят, у них бывают эпизодические письменные работы, рефераты, рецензии, статьи. Работают там Коровин, Кочеткян, Успенский, Дурденевский, сбоку примостился Фиолетов, примащивается В.М. Устинов. Родное пепелище, зацветающее сезонной травкой!

5–6 сентября

***

***

***

***

***

***

Костерина Нина Алексеевна, 
комсомолка, дочь репрессированного писателя и журналиста А. Костерина

Первого сентября была демонстрация. Бузили мы ужасно. Танцевали на улицах под дождём. Устали, вымокли. Но было весело...

В классе меня выбрали старостой. Боюсь, что не справлюсь. Даже в постели думаю о классе и всяких делах.

7 сентября

***

***

***

***

***

***

***

8–9 сентября

***

***

***

Костерина Нина Алексеевна, 
комсомолка, дочь репрессированного писателя и журналиста А. Костерина

Письмо Насте

Здравствуй, любимая Настюша!

Я долго не писала, потому что совсем замоталась — меня выбрали старостой. Выбрали в первый же день, хотя я не хотела. Но я комсомолка и отказываться от общественной работы не должна.

Милая Настя, первое, что бросилось в глаза, — это цветы. Спасибо! Глядя на цветочки с Волги, буду вспоминать тебя. И передо мною твоя карточка. Смотрю на неё, смотрю и не насмотрюсь. И вспомнила, что моей у тебя нет. Я постараюсь в скором времени сняться и тогда пошлю тебе.

Не обижайся, Настя, но я твоим письмом недовольна. Не потому, что оно маленькое. Видно, что ты спешила и поэтому наделала много ошибок. Ты плохо описала свою поездку в Куйбышев. Мне очень интересно знать, какой это город. Вот твои недостатки. Ты мне тоже пиши о моих недостатках. Хорошо?

Работать старостой неприятно. Всегда попадает от учителей за плохую дисциплину, а от учеников за то, что дисциплину подтягиваешь. Хорошо, что за меня все «старики», то есть ученики прежней группы. Новички же воображают ужасно. Когда будет собрание, откажусь от этой работы. Хватит для меня старостата.

Теперь самое главное: папа едет на Дальний Восток. Едет на два года. Ехать туда целый месяц. Ехать на поезде, потом на пароходе. Еще не решено, но, может быть, поедем всей семьёй. И хочется ехать, и боюсь: отстану в ученье. И два года не увижу тебя.

Жду твоего письма. Целую триста раз.

Нина

Фонды Библиотеки имени Н.А. Некрасова сегодня — это более 1 млн изданий, включающих художественную, научную и научно-популярную литературу, книги на иностранных языках, газеты и журналы, редкие книги и коллекции графики, аудиокниги и спектакли, электронные базы данных и многое другое. Большую часть периодики и книг можно найти в Электронной библиотеке Некрасовки по адресу electro.nekrasovka.ru.

*Дневниковые записи из электронного корпуса личных дневников «Прожито».

Больше про книги и интересные находки в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka). Подписывайтесь!