Хроника московской жизни: 23–29 июля. 1945 год

Раз в неделю «Электронекрасовка» рассказывает о событиях, произошедших в Москве и жизни москвичей в разные годы, основываясь на газетных и журнальных заметках и дневниковых записях. Представляем хронику быта с 23 по 29 июля 1945 года. На этой неделе: на рынки начали поступать свежие огурцы и зелень, за 10 дней москвичи купили 200 тонн зеленого лука; молочный завод начал выпуск молока в бутылках; москвичи жалуются на некачественные игрушки в ГУМе и поливальные машины; утвержден проект станции метро «Серпуховская».

23 июля 

***

***

***

***

***

***

***

24 июля

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Бернштейн Самуил Борисович, 
лингвист-славист, балканист, диалектолог, специалист по болгарскому языку и лингвистической географии, мемуарист, историк науки

Лишь недавно закончилась торжественная сессия Академии наук, только лишь разъехались свои и иностранные гости, совершенно неожиданно произошло событие: президент Академии Комаров снят с поста президента. По указке свыше на его место был избран известный физик, академик С.И. Вавилов. В городе ходит много всяких слухов, но толком никто ничего не знает.

Волков Сергей Александрович, 
мемуарист, поэт, библиотекарь Московской духовной академии

Вчера был в Москве у Ю.А. Лемана. Он очень уютно живет в маленьком домике, окруженном недурным садом. На клумбах левкои, душистый горошек. Очень мила круглая клумба с перемешанными ноготками, алыми настурциями и васильками. Есть несколько тополей. Но самые большие деревья вырублены для огорода, как и везде, к сожалению. Есть даже маленькая терраса, обвитая виноградом, и опять-таки с настурциями. Мне было приятно посидеть там несколько минут. И самый переулок (Головановский, около станции метро «Сокол») тоже уютен. Домики одноэтажные, везде деревья, сады. Не похоже на Москву, а, скорее, на провинциальный городок. Я посмеялся Юрию Александровичу: он живет в Москве по-загорски, а я в Загорске — по-московски, т. е. на 4-м этаже и без всякого сада... 

25 июля

***

***

***

***

***

26 июля

***

***

***

***

27 июля

***

***

***

***

Воробьева Мария Николаевна, 
педагог, завуч, позже — директор школы в Ленинградской области

Ресторан Савеловского вокзала. Когда я слышу разговор о посылках или вижу груды их на почте, застарелая боль заливает меня с новой силой. Вчера Валя в течение дня четырежды сменила платье, и все это были шерсть и шелк, когда ж направились в театр, со мной рядом шла очень милая девушка в модном пальто, дорогих туфельках и чулках и с изящной сумкой в 900 рублей. А я, ее бывший директор, одета в порыжелую, заштопанную ветошь.

Владимиру ничего не стоило прислать мне посылку и даже не одну (некоторые женщины до десятка получили). Ему ничего не стоило помочь мне одеться — даже рубля не пришлось бы в это дело вложить, разве только затратить небольшие усилия на упаковку посылаемого. Да и это он мог бы поручить какому-нибудь нижнему чину, ведь он майор. Но он ничего не сделал, решительно ничего. Только все эти годы требовал любви. Именно требовал. А той, конечно, посылал. Порою кажется, что такое простить невозможно. И все-таки не уверена, что не прощу. Но чувство, израненное обидой, калечится и убивает.

Что же касается внешнего вида, то —, не унывай, Муся — приведем его в порядок и собственными силами. Да, мне стыдно было ходить по Москве с Валей, но так ведь будет не всегда.

Возвращаясь в Л[енингра]д, я ничем себя не дразню. Тогда, на Невском, я поняла, что буду еще любима, но основой моей жизни больше, чем когда бы то ни было, станет работа. Ей в своем городе и отдамся вся.

Здоровья! Боги, дайте мне здоровья! Чтоб могла я как можно больше сделать для Л[енингра]да, для Родины. 

28 июля

***

***

***

***

***

***

Вавилов Сергей Иванович, 
физик, основатель научной школы физической оптики в СССР, академик и президент АН СССР, общественный деятель и популяризатор науки

Москва. Гостиница «Москва». До чего это несносно, фальшиво и противно!

На квартире — ремонт. Два маляра «в частном порядке» сделали бы все это в два вечера. Здесь 10 дней — 15 человек и черт знает что.

В «роскошной» гостинице до 9 ч утра нельзя получить чаю.

Вчера опять к В.Л. Комарову. Опять фальшь. «Окружение». Молчалины. Супруга. Ни одного настоящего слова.

Какой-то другой этаж бытия. 

29 июля

***

***

***

***

***

***

Вавилов Сергей Иванович, 
физик, основатель научной школы физической оптики в СССР, академик и президент АН СССР, общественный деятель и популяризатор науки

Москва. Гостиница «Москва». Воскресенье. Огромный номерище из трех комнат, неуютный, нелепый. В таком номере легко осуществить самоубийство. Стоячие лампы-модерн. Отвратительные рамы. Чайник без стаканов.

Умственный паралич. Понять случившегося не могу. Совсем не по мне. Желают стандартного патриарха, а я совсем не стандартен и совсем не патриарх. Zo to bendie?

Вроде умирания. Исчез прежний «я».

Завален грудой бумаг, «поздравлений», и так хочется своего, настоящей науки.

Охота за книгами. Но со странным чувством, что все это ни к чему, перетаскивание предметов с одного места на другое. Все погибнет, все временно. Собственная смерть так ясна и несомненна. Да не только собственная, а всего.

В гостинице словно турист и иностранец. Но пренеприятный город, даже некуда выйти. А кроме того, каждую минуту ощущение, что о чем-то забыл, чего-то не сделал. И главное — научная пустота.

Фонды Библиотеки имени Н.А. Некрасова сегодня — это более 1 млн изданий, включающих художественную, научную и научно-популярную литературу, книги на иностранных языках, газеты и журналы, редкие книги и коллекции графики, аудиокниги и спектакли, электронные базы данных и многое другое. Большую часть периодики и книг можно найти в Электронной библиотеке Некрасовки по адресу electro.nekrasovka.ru.

*Дневниковые записи из электронного корпуса личных дневников «Прожито».

Больше про книги и интересные находки в Telegram-канале «Электронекрасовка»  (@electronekrasovka). Подписывайтесь!