Фотоотчет о поездке инженера Павла Энгельмейера из Парижа в Москву в 1908 году

В 1908 году российский инженер и философ техники Павел Энгельмейер вместе с сыном Володей совершает вояж из Парижа в Москву на купленном во Франции автомобиле «Даррак». Эта история легла в основу подкаста «Из Парижа в Москву на автомобиле», опубликованного на «Электронекрасовке».

Энгельмейер долго тестирует покупаемый автомобиль, совершая тестовые поездки по окрестностям Парижа. После покупки и получения всех документов Энгельмейер с сыном своим ходом едет домой через всю Европу и тщательно описывает автопробег, рассказывая о дорожных впечатлениях, приключениях, происшествиях и трудностях первых автолюбителей.

В 1909 году Павел Энгельмейер издает книгу «Из Парижа в Москву на автомобиле без шофера», где помимо воспоминаний о поездке публикует документы и фотографии из путешествия, где запечатлены все моменты вояжа — от покупки автомобиля в Париже до торжественной встречи в Москве.

«Павел Энгельмейер с сыном Володей на автомобиле Даррак 18–22 силы № 17014, приспособленном для большого туризма и забрызганном грязью».

***

«Памятник Левассору в Париже, поставленный на месте финиша первой большой гонки Париж — Бордо — Париж 1895 года и изображающий рельефом на мраморной доске Левассора, победителя на этой гонке, в момент прибытия на финиш, когда он левой рукой держит руль, а правой нажимает тормоз».

***

«Контроль бензина при въезде в Париж и при выезде из него для того, чтобы ни один литр бензина не попадал в Париж без оплаты его городским сбором».

***

«Мастерская, где нарезают шестерни и обтачиваются на автоматических револьверных станках мелкие фасонные части».

***

«Мастерская, где выделываются моторы: фрезеруются плоскости, просверливаются дыры, а также заготовляются поршни, шатуны и главные валы».

***

«Строгальный станок для нарезки конических шестерен».

***

«Обточка главного вала для шестицилиндрового мотора».

***

«Станок для высверливания всех четырех цилиндров зараз».

***

«Испытательная мастерская для моторов».

***

«Сборка шасси. Каждая данная серия шасси устанавливается рядами».

***

«Готовое шасси к автомобилю Павла Энгельмейера. Отличается от рядовых шасси следующим: рессоры усилены — передними двумя листами, задние тремя листами, а пятая рессора сзади поперечная четырьмя листами. Кроме того, увеличен бак, вместо 40 литров сделан на 70 литров, а также имеется сзади снизу запасный бак на 50 литров, из которого давлением воздуха бензин подается в рабочий бак, что делается на ходу».

***

«Павел Энгельмейер с сыном на шасси Даррака № 17014».

***

«Общий вид парижского завода Ведрин, где изготовляются кароссери (кузова)».

***

«Сборная мастерская автомобильных кароссери (кузовов)».

***

«Французское шоферское свидетельство, дающее разрешение на управление автомобилем данной системы, а не то, что только данным автомобилем».

***

«Номерное свидетельство, выдаваемое на автомобиль, дающее ему право обращения во Франции и закрепляющее за ним номер, в данном случае 148-U5, и называемое Recepisse de declaration».

***

«Визировка в германском консульстве французского номерного свидетельства».

***

«Одно из пересечений той железной дороги, по которой автор приехал в Париж. Приятное сознание, что теперь эта „железка“ бессильная засадить в душное купе».

***

«Володя осматривает машину снизу и подтягивает кардан. Снимок дает представление о французском шоссе, гладком как поле и большей частью тенистым».

***

«Шалон на Марне. Знаменитый готический собор, один из образцов готического стиля второго периода».

***

«Завтрак на дороге. Подножка служит диваном, инструментальный ящик столом. И скоро, и удобно».

***

«Франко-германская граница. Слева французский столб с обозначением расстояний до соседних городов вправо и влево. На правом столбе ничего кроме черного одноглавого орла».

***

«Вывозное свидетельство французской пограничной таможни, выдаваемое вывозимому автомобилю на предмет беспошлинного возвращения в течение года».

***

«Вывозное свидетельство германской таможни, на котором не следует забыть отметить окончательный выезд из Германии во избежание уплаты пошлины».

***

«Харчевня в Ноймюле, где была ночевка между Метцом и Саарбрюкеном. Автомобиль ночевал в риге и дожидается отъезда немытый, а только смазанный. Дождь только что кончился».

***

«Среди скал красного песчаника, из которого выстроены почти все замки по Немару, а также города Мангейм, Гейдельберг, Гейльброн и др. Отличный строительный материал. Шоссе сохраняется в отменном порядке».

***

«Типичный пейзаж многих городков на средневековой магистрали между Гейдельбергом и Нюрнбергом».

***

«Главная улица в известном курорте Галль, по которой едва можно проехать на автомобиле, но миновать ее невозможно».

***

 «Одна из типичных долин Франконской возвышенности. Она вьется вдоль маленького ручья. Воздух напоен ароматами леса и луга».

***

«Знаменитые астрономические часы в Праге, показывающие не только час, числа месяца и года, но и положение на небе главных планет. В определенный час каждый день сбоку циферблата открывается дверка, смерть звонит в колокольчик, и один за другим проходят двенадцать апостолов. Затем поет петух и все скрывается».

***

«„Карлова площадь“ в Праге. Посреди нее возвышается памятник Карлу IV, германоримскому императору, жившему в XIV веке и давшему чешскому народу ряд „свобод“, частью отмененных впоследствии».

***

«Внутренности часовни в Праге „Кутна-Гора“, которая вся наполнена костями воинов, павших во время нескончаемых гуситских войн».

***

«Переправа на пароме через реку Лабе (Эльбу) в Чехии. Течение реки настолько сильно, что им пользуются для передвижения парома. Канат по которому паром ходит, справа, а сам паром ставят к течению реки под некоторым углом; вследствие этого течение реки движет паром».

***

«Один из типичных спусков в северо-восточной Чехии. Через две минуты после момента, снятого на этой фотографии, автомобиль катился по той части шоссе, которая углубляется в долину, а через полчаса поднимался на тот кряж, которым заканчивается горизонт».

***

«Германская пограничная таможня. Здесь отмечается день выезда и возвращается пошлина, если таковая была взыскана при выезде через границу. Вместе с тем отбирается номер, надеваемый на въездной таможне».

***

«Русская граница фактически отмечена цепью, охраняемой корпусом пограничной стражи. Она преграждает доступ на русскую землю ночью и в обеденное время — по варшавскому времени, так что справа от цепи время считается на полчаса впереди против левой стороны».

***

«Ввозное свидетельство русской таможни, определяющее цифру пошлины и тот срок, в течение которого можно при ввозе автомобиля обратно получить пошлину».

***

«Русская Щипиорнская таможня. При въезде весь багаж снимается и перерывается, то есть досматривается, все ящики и баки на автомобиле также. Запасные шины вешаются. За автомобиль платится 220 р. независимо от его величины, за запасные шины платится по 12 р. за пуд».

***

«Иная встречная лошадь, в последнюю минуту, ставит воз поперек дороги. А после того долго приходится возится затем, чтобы очистить дорогу».

***

«Ночевка автомобиля в сельской риге».

***

«Легкая закуска на дороге при костре: согревание внутреннее и наружное».

***

«Русская почтовая станция, упраздненная железной дорогой, вновь восстанавливается в своем значении автомобилем».

***

«Короткий отдых на почтовой станции. Гоголевские времена ожили в новой форме».

***

«Крушение под г. Юхновым 20-го сентября 1908. Бревно, положенное злоумышленниками поперек шоссе».

***

«Крушение под г. Юхновым 20-го сентября 1908. След автомобиля № 17014, съехавшего задом под откос шоссе».

***

«Москвичи собираются на встречу Павла Энгельмейера».

***

«Встреча Павла Энгельмейера под Москвой. Автомобиль № 17014 останавливается».

***

«Встреча Павла Энгельмейера под Москвой. На родную землю!»

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!