Приключения иностранцев в России
В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий, в очередном выпуске — воспоминания и свидетельства иностранцев о России, побывавших здесь в качестве путешественников и дипломатов.
Москва. 1937
Книга немецкого писателя Лиона Фейхтвангера, посетившего нашу страну в 1937 году по приглашению советского правительства. В течение двух месяцев Фейхтвангер гостил в Советском союзе, и по результатам поездки выпустил книгу «Москва. 1937», неоднозначно воспринятую в мире, но одобрительно в СССР.
О том, что есть и чего нет в России.
«Когда приезжаешь с Запада, бросается в глаза также недостаток в других вещах повседневного обихода. Например, очень ограничен выбор бумаги всякого рода, и в магазинах можно получить ее только в небольших количествах; ощущается также недостаток в косметических и медицинских товарах. При посещении магазинов бросается в глаза некоторая безвкусность отдельных товаров. Многое, правда, опять-таки радует своей красивой формой, целесообразностью и дешевизной, например: настольные лампы, деревянные коробки, фотоаппараты, граммофоны. Очевидно, что с возрастающей зажиточностью повышаются и потребности, и если в годы нужды люди довольствовались только самым необходимым, то теперь начал расти спрос и на излишества. Спрос этот растет настолько быстро, что производство не поспевает за ним и у магазинов можно часто увидеть очереди».
Дневник путешествия в Московию в 1698 и 1699 годах
Немецкий дипломат Иоганн Корб прибыл в Россию в апреле 1698 года в составе посольства, отправленного императором Леопольдом I, и провел здесь два года. В 1700 году в Вене был опубликован дневник Корба. Дипломат описывает свое пребывание в России и события, свидетелем которых он стал, в частности прошедший стрелецкий бунт. По просьбе правительства Петра I почти весь тираж был уничтожен, причинами стали недовольство властей изображением уклада и событий в России и достаточно подробное описание крепостей и укреплений, которым могли воспользоваться противники.
О посещении послом женского монастыря.
«Господин Посол посетил по приглашению один женский монастырь, находящийся в городе. Игуменья в этом монастыре из рода боярина Шереметева. В числе угощений, предложенных по обычаю монахинями, были орехи и огурцы. Кроме того, выставлено было несколько сортов очень старого вина. Прислуживали с большим почтением сами монахини и весьма вежливо приглашали Господина Посла, чтобы он посещал их почаще».
Николаевская эпоха. Воспоминания французского путешественника маркиза Де-Кюстина
Французский аристократ, писатель и путешественник маркиз де Кюстин посетил Россию в 1839 году. Рассказы Кюстина о нравах высшего российского общества и лично императоре Николае I были негативно восприняты в России и публиковались в значительном сокращении.
О Петербурге.
«Я описал вам город, лишенный собственного лица, скорее пышный, нежели величавый, не столько красивый, сколько обширный, набитый безвкусными зданиями, что не имеют ни стиля, ни исторической ценности. Но для полноты, то есть правдивости, картины следовало бы одновременно представить вашему взору людей, передвигающихся в этом претенциозном и смешном обрамлении, людей от природы изящных, которые, повинуясь своему восточному гению, сумели освоить город, выстроенный для несуществующего народа, – ибо Петербург создавали люди богатые, чей ум сложился благодаря сравнению различных европейских стран, но не глубокому изучению их».
Сказания иностранцев о Московском государстве
Сборник историка Василия Ключевского со свидетельствами иностранцев, посетивших Россию в XV-XVII веках.
О жалобах иностранцев.
«Иностранные путешественники сильно жалуются на бесчисленные затруднения, с которыми соединено было путешествие по Московскому государству. Многие из этих затруднений происходили от редкого населения страны: постоялые дворы попадались редко; в селах не всегда можно было достать хлеба за деньги. На пути от Холмогор до Вологды по Двине Дженкинсону не пришлось побывать ни в одной избе; путешественники останавливались на берегу реки, под открытым небом, и здесь готовили пищу из запасов, взятых с собою. Дженкинсон советует всякому, предпринимающему поездку по России, непременно иметь при себе топор, огниво с трутом, котел и пищу на всю дорогу, потому что всего этого обыкновенно нельзя достать на дороге. Путешественнику грозила опасность от хищных зверей, а еще более от лихих людей, которые промышляли по большим дорогам. В лесах по дороге нередко встречались кресты на могилах путников, убитых разбойниками».
Путешествие в Московию
Английский дипломат Сэр Джером Горсей прожил в России почти двадцать лет с 1573 по 1591 год. Горсей не только налаживал торговые отношения с Англией, но и активно участвовал в политической жизни страны, будучи приближенным к царскому двору Бориса Годунова и Ивана Грозного.
Про подозрительность и наказания Ивана Грозного.
«Царь жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на свою жизнь, которые раскрывал каждый день, поэтому он проводил большую часть времени в допросах, пытках и казнях, приговаривая к смерти знатных военачальников и чиновников, которые были признаны участниками заговоров. Князь Иван Куракин был найден пьяным, как рассказывали, будучи воеводой в Вендене, далеком городе в Ливонии, когда король Стефан осадил его; [за это] он был раздет донага, брошен в телегу и засечен до смерти на торговой площади шестью проволочными кнутами, которые изрезали его спину, живот и конечности».
О государстве русском
Английский поэт и дипломат Джайлс Флетчер прибыл в Россию в 1568 году в составе Англо-Московской компании с целью установления монополии на торговлю с северными портами России. С российским монаршим двором отношения у Флетчера складывались сложно: царю Федору Ивановичу не пришлись по вкусу переданные с дипломатом подарки от королевы Елизаветы и манеры самого Флетчера, отказавшегося полностью прочитать царский титул. В монополии было отказано.
О еде.
«Стол у них более нежели странен. Приступая к еде, они обыкновенно выпивают чарку, или небольшую чашку, водки (называемой русским вином), потом ничего не пьют до конца стола, но тут уже напиваются вдоволь и все вместе, целуя друг друга при каждом глотке, так что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить, и все отправляются на скамьи, чтобы соснуть, имея обыкновение отдыхать после обеда, так точно, как и ночью».
О странностях и крайностях.
«Русский человек, привыкнув к обеим крайностям, и к жару, и к стуже, может переносить их гораздо легче, нежели иностранцы. Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодною водою, даже в самый сильный мороз».
Краткое известие о Московии в начале XVII века
Голландский купец, путешественник и дипломат Исаак Масса приехал в Москву в 1601 году и застал события Смутного времени.
О Борисе Годунове.
«Борис был весьма милостив и любезен к иноземцам, и у него была сильная память, и хотя он не умел ни читать, ни писать, тем не менее знал всё лучше тех, которые много писали; ему было пятьдесят пять или пятьдесят шесть лет, и когда бы все шло по его воле, он совершил бы много великих дел; за время [своего правления] он весьма украсил Москву, а также издал добрые законы и привилегии, повелел на всех перекрестках поставить караульни и большие рогатки, которые загораживали улицы так, что каждая уподоблялась особому городу; также предписал он по вечерам ходить с фонарями под страхом пени в один галер за ослушание. Одним словом, он [Борис] был искусен в управлении (polityk) и любил возводить постройки; еще во время [царствования] Федора построил вокруг Москвы высокую стену из плитняка».
Иностранные живописцы и скульпторы в России
Книга искусствоведа Александры Мюллер об иностранных специалистах в области архитектуры и живописи, чьи услуги пользовались спросом в России, начиная с конца XV века.
О приглашении иностранцев Петром I.
«Стремясь привлечь в Москву еще большее количество иностранцев, художников и ремесленников, Петр манифестом от 16 апреля 1702 года обещал им самые выгодные условия работы и всяческие льготы вплоть до полной свободы вероисповедания. Манифест этот, умело распространенный по Европе через генерального комиссара в Германии тайного советника Иоганна фон Паткуля, привлек в Россию немало умелых мастеров. Обещание полной свободы вероисповедания было ловким и своевременным ходом, ввиду недавней отмены Людовиком XIV Нантского эдикта, побуждающей протестантов покидать родину и искать убежища в других странах».
Больше про историю России можно найти в электронном каталоге «Электронекрасовки», а также в подборке «История Москвы».
Электролекторий
Советский Союз глазами иностранцев: путевые заметки 1920–1930-х.
Советский проект в 1920–1930-е годы привлекал внимание всего мира. Увидеть «русское чудо» собственными глазами хотели многие западные интеллектуалы: Вальтер Беньямин, Луи-Фердинанд Селин, Герберт Уэллс.
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!