«Злой дух». Гневный журнал от юмористов и декадентов
«Электронекрасовка», в рамках проекта «Сатира 1905 года», рассматривает бум сатирической журналистики в период революции 1905–1907 годов и рассказывает о ярких и интересных изданиях рубежа веков. В новом выпуске проекта — яростный журнал «Злой дух», который выпускали автор бульварных романов и поэт-декадент.
В начале января 1906 года в Петербурге вследствие Октябрьского манифеста, обещавшего предоставление политических прав и свобод — собраний, союзов, слова, совести и неприкосновенности личности, — начинает выходить политико-сатирический журнал «Злой дух» под редакцией писателя-юмориста Сергея Патараки.
Выход первого номера начался с оплошности, были перепутаны подписи к картинкам. На обложке журнала была изображена артистка Михайловского театра Элиза Балетта, шея и руки которой были усыпаны драгоценностями. Под фотографией была подпись «Заново отремонтированная эскадра нашего флота. Чинилась в французских доках. Все заклепки новые», а под рисунком кораблей на одной из страниц журнала — «Артистка французской труппы Михайловского театра M-lle Балетта».
В конце номера была приписка с извинением за недоразумение, где редакция сообщает, что все произошло по вине корректора, который уже наказан — «отдан на растерзание «ночным бабочкам» с Невского проспекта», и вообще, «первый блин — вышел комом».
Однако, никакой ошибки не было. Тот, кто был в курсе, сразу понимал: изображенная в алмазах артистка Балетта и подпись про корабли — это прямой намек на великого князя и главу Морского ведомства Алексея Александровича, который «по слухам» истратил деньги, предназначенные на ремонт флота, на драгоценности для своей любовницы.
В целом журнал был резок в своей риторике: «Прошла та несчастная пора, когда сатирическому журналу красночернильники (прим.ред. — цензоры) позволяли называться только наивно-детскими кличками «Чижик, «Петушок», «Пчелка» и т.п. <...> Если редактор-издатель падет жертвой террора или полицейского произвола — деньги будут возвращены подписчикам его наследниками. Обнимая мысленно взором нашу боевую программу, мы чувствуем, что вскоре перед редакцией появится пулемет. Но мы не струсим!»
Редактор-издатель Сергей Николаевич Патараки был не новичок в издательском деле, до «Злого духа» он сотрудничал с журналами «Шут», «Заноза», «Осколки», «Будильник», «Весельчак» и был известен под 30 псевдонимами, среди которых «Агамемнон», «Хитрец», «Нептун».
Патараки не только писал юморески для журналов, но и был достаточно плодовитым автором бульварных романов, среди которых «Похождения дачного мужа», «Мемуары дамской подвязки». А книга «Тайны кокетливых будуаров: пикантные рассказы» сопровождалась в прессе пиар-кампанией, где рассказывалось, что автор сочинял их, «прячась от мужей под кроватями чужих жен».
Несмотря на всю одиозность писателя, искусствовед Игорь Грабарь в своей книге «Автомонография» вспоминал, что Патараки «милый отзывчивый человек, уже немолодой, лет сорока, высокий, лысый, с рыжеватой бородкой», который не блистал литературным талантом, зато «говорил по-французски, что в богемной среде юмористов было редкостью, хорошо одевался и любил прилично пожить, поесть, поиграть на бильярде и ездить по загородным увеселительным садам».
Еще одну злосатирическую параллель «для знающих современников» можно провести между еще двумя изображениями, располагавшимися на разных страницах журнала. Сначала шла фотография храма Спаса на Крови, под которой было написано: «Хищнические достопримечательности Петербурга. <...> ...во время постройки имел свою собственную катастрофу, для увековечения которой его следовало бы провести на Владимирский проспект».
На следующей странице было напечатано изображение особняка балерины Матильды Кшесинской.
Знающие современники понимали, что речь идет о растрате великим князем Владимиром Александровичем денег, предназначенных для постройки храма, и роскошном месте жительства его пассии Кшесинской.
Под псевдонимами «Львенок» и «Вельзевул» в журнале печатается еще один представитель петербургской литературной богемы, поэт-декадент и символист Александр Емельянов-Коханский, известный также как Алоэ, Бегемот, Граф Ундинов, Дьяволенок, Лысый Сатана, Со-си Пи-во, Свинопупий Прохватиев, Чертопузов, Экс-Сатана и Яго.
Писатель Иван Бунин упоминает Коханского в своих «Заметках о литературе и современниках»: «...некто Емельянов-Коханский, совершенно несправедливо забытый теперь. Это он первый поразил Москву: выпустил в один прекрасный день книгу своих стихов, посвященных самому себе и Клеопатре, — так на ней и было напечатано: «Посвящается Мне и египетской царице Клеопатре» — а затем самолично появился на Тверском бульваре: в подштанниках, в бурке и папахе, в черных очках и с длинными собачьими когтями, привязанными к пальцам правой руки. Конечно, его сейчас же убрали с Тверского бульвара — увели в полицию, но все равно: дело было сделано, действительность была преображена, слава первого русского символиста прогремела по всей Москве... Все прочие пришли уже позднее, — так сказать, на готовое».
Несмотря на многообещающее начало журнал «Злой дух» просуществовал всего два номера, которые при выпуске тут же изымались полицией, а издатель Сергей Патараки был сослан в Сибирь на 4 года. Как отмечал искусствовед Петр Дульский в книге «Графика сатирических журналов» в 1922 году, наиболее редким является второй номер — уцелело всего десять экземпляров.
Первый номер журнала «Злой дух» можно почитать на «Электронекрасовке».
Источники:
— Журнал «Злой дух»
— Дульский П.М. Графика сатирических журналов. 1922
— Чепель А. Просто, но благородно. Санкт-Петербургские ведомости. 2018
— lucas_v_leyden. Летейская. ЖЖ. 2008
— Привалов В.Д. Сатирическая печать первой русской революции. 2018
***
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!