Катастрофа и спасение парохода «Челюскин»
19 июня 1934 года в Москве проходили праздничные гуляния, связанные со встречей главных героев времени «челюскинцев». 13 февраля пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина был раздавлен льдами и затонул в Беринговом проливе. Эвакуированный экипаж в течение двух месяцев жил на льду, всё это время за жизнью и спасением команды наблюдала вся страна. С помощью прессы 1930-х «Электронекрасовка» составила хронику катастрофы и спасения экипажа парохода «Челюскин».
16 июля. 1933
В этот день полуледокольный грузовой пароход «Челюскин» поднял в Ленинградском порту отходные флаги.
1 августа
«Челюскин» прибыл в Мурманск.
Команда парохода «Челюскина» и ледокола «Красин» в Мурманске. Лётчик Бабушкин, заместитель начальника по хозяйственной части Копусов, капитан Сорокин, заместитель начальника по научной части Баевский, начальник экспедиции Шмидт, капитан «Воронин», капитан «Красина» Легздин.
17 августа
У «Челюскина» повреждение – в носовой части обнаружены вмятины. Необходимо было поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму. Объявлен аврал.
17 августа около 7 часов вечера к «Челюскину» подходит «Красин». Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку.
19 августа
«Челюскин» прошёл пролив Маточкин Шар.
25 августа
Экспедиция Шмидта достигла острова Уединения. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт.
1 сентября
«Челюскин» прошёл мыс Челюскина.
14 сентября
«Челюскин» находится у мыса Якан. Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков.
19 сентября
«Челюскин» достиг острова Колючин. До Тихого океана — 280 километров. Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней.
23 сентября
С 29 сентября по 5 октября идут работы по околке льда. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. «Челюскин» двинулся у Беринговому проливу.
3 октября
Партия челюскинцев в 8 человек покинула пароход и, пройдя 65 километров по сплошному льду, достигла мыса Дженретлен.
7 октября
«Челюскин» находится в 80 километрах от чистой воды, но пароход попал в ледяную ловушку, из которой не может выбраться. В дальнейшем он попадает в дрейф.
29 декабря
На «Челюскине» начались работы по подготовке к зимовке. На льду сделан первый аэродром. «Челюскин» вмёрз в огромную льдину, равную по своим размерам площади, занимаемой Москвой. Зимовка протекает благополучно.
13 февраля. 1934
В 15 часов 30 минут «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен.
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б.Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).
14 февраля
Опубликовано постановление СНК о помощи челюскинцам. Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева.
15 февраля
Начальник полярной станции мыса Северного Петров направил собачьи упряжки на мыс Онман для вывоза челюскинцев из лагеря.
28 февраля
На пароход «Смоленск» погружено 7 самолётов — Молокова, Каманина и других. Из Хабаровска на помощь челюскинцам вылетает Водопьянов. Решено отправить на север ещё один пароход с самолётами лётчиков Доронина, Липпа и Галышева. Из СССР в Америку выехали лётчики Ушаков, Слепнёв и Леваневский. Спешно ремонтируются ледокол «Красин» и ледорез «Литке», которые также должны пойти на помощь экспедиции Шмидта.
5 марта
В Хабаровске создана чрезвычайная комиссия по оказанию помощи Челюскинцам. В этот день лётчик Ляпидевский совершил удачный перелёт из Уэлена в лагерь Шмидта, откуда он вывез на материк 10 женщин и двух детей.
6 марта
В лагере надвое разломан деревянный барак, в котором жили челюскинцы, и кухня.
10 марта
11 марта
13 марта
16 марта
На помощь челюскинцам решено отправить из Ленинграда в Восточно-Сибирское море ледокол «Красин».
17 марта
Лётчики Галышев и Доронин, вылетев из Хабаровска, в тот же день опустились в Николаевске-на-Амуре. Во Владивосток направлены два дирижабля «СССР В-2» и «СССР В-4».
19 марта
Галышев и Доронин прибыли в Аян. Шмидт телеграфирует из лагеря: «Месяц на льду прошёл очень хорошо. В палатках и уцелевшей половине барака тепло, устроили кухню и пекарню, заболеваний нет. Продовольствием обеспечены на два месяца. Моральное состояние по-прежнему превосходно».
23 марта
Ледокол «Красин» вышел в море на помощь экспедиции Шмидта.
26 марта
Каманин, Молоков и Пивенштейн прилетели в Анадырь.
29 марта
Ушаков, Леваневский и Слепнёв прилетели на двух самолётах из Фербенкса в Ном.
2 апреля
Лётчик Бабушкин прилетел из лагеря Шмидта в Ванкарем.
3 апреля
Летчик Слепнёв вылетел из Нома и благополучно опустился в Уэлене.
4 апреля
Лётчики Галышев, Доронин и Водопьянов прилетели в Анадырь.
7 апреля
Слепнёв, Каманин и Молоков прилетели из Уэлена в Ванкарем и в тот же день вылетели в лагерь Шмидта. При посадке в лагере у самолёта Слепнёва повреждено шасси. Самолёт остался на льду. Каманин и Молоков доставили из лагеря в Ванкарем 5 пассажиров.
8 апреля
9 апреля
10 апреля
Пилот Каманин сделал один рейс из Ванкарема в лагерь и доставил оттуда 3 человек. Слепнёв вылетел из лагеря и привёз в Ванкарем 6 человек. Молоков сделал три удачных полёта в лагерь, доставив на берег 13 человек. За этот день было перевезено из лагеря на материк 22 человека.
11 апреля
Молоков и Каманин доставили в Ванкарем 35 человек. На льду осталось 28 человек. Заболевший Шмидт по решению правительственной комиссии был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.
12 апреля
Водопьянов снял со льда 7 человек, Каманин и Доронин — 15 человек. В лагере остались шесть челюскинцев.
13 апреля
Сняты со льдины последние шесть челюскинцев.
14 апреля
21–28 мая
С Чукотки на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку.
7–9 июня
Челюскинцы прибыли во Владивосток, оттуда на специальном литерном поезде повышенной комфортности отправились через всю страну с торжественными встречами на вокзалах.
19 июня
Челюскинцы прибыли в Москву, где были устроены многотысячная встреча и народные гуляния.
Источники:
Газета «Вечерняя Москва» № 52–142, 1934.
Фотографии из альбома «Героическая эпопея» 1935 года из редкого фонда Библиотеки имени Н.А. Некрасова.