«Мойся белей, будешь милей». Пришли по объявлению
В новом выпуске рубрики «Пришли по объявлению» отправляемся по рекламе, размещённой в женском журнале «Модный свет» № 9 за 1913 год, где читательницам в стихотворной форме предлагают купить мыло: «Мойся белей, будешь милей. Мойся лишь мылом Берлей».
Помимо этого, из объявления мы узнаём, что кусок мыла можно купить за 50 копеек, а главный склад компании находится в Петербурге, по адресу Невский проспект, 13.
Справочник «Весь Петербург» за 1913 год ничего не знает о предприятии, а другие рекламные объявления путают следы местонахождения компании «Берлей» ещё больше, однако позволяют узнать немного о производителе мыла.
В газете «Киевлянин» № 138 за 1906 год размещено более подробное описание мыла «Берлей». Помимо описания эксклюзивности товара здесь фигурирует полное имя производителя – Джон Кравен Берлей. В объявлении твердо заявлено, что мыло «Берлей» самое лучшее и чистое, с нежным запахом, и придаёт постоянную свежесть коже, а приготовлено оно по особому старому английскому рецепту.
В целом объявления продукции «Берлей» нейтральны и не вызвали бы недоверия к качеству продукции у современников, но в прессе появляются рекламные статьи, подписанные Джоном Берлеем.
В этих текстах Джон Берлей рассказывает, что вся его семья по мужской линии и он сам всегда были лысыми, пока Берлей не встретил в Швейцарии пожилого учёного-химика, который поделился с ним секретным рецептом мази. После использования лечебной мази в течение трёх недель у Берлея и его лысых знакомых вновь начали расти волосы — «сначала выступает наружу лёгонький пушок коротеньких, но весьма крепко вросших волос и потом волосы продолжают развиваться с той же силой дальше, как у молодого здорового человека». И теперь с согласия тайного учёного-старца Берлей рассылает мазь всем желающим, для этого нужно прислать обратный адрес и 2 марки по семь копеек за пересылку по адресу: Москва, Неглинный проезд, дом 92.
Биографию таинственного парфюмера Джона Кравена Берлея частично раскрывает писатель Николай Карпов. В своей книге «В литературном болоте», вышедшей в 1938 году, Карпов описывает повседневность петербургских газетчиков и литераторов в предреволюционное десятилетие. Здесь он упоминает некоего австрийского подданного Пенгольца, у которого в Петербурге было организовано пресс-бюро для рассылки литературного материала провинциальным газетам.
По воспоминаниям Карпова, у Пенгольца помимо журналистской деятельности была коммерческая компания, которая от имени вымышленного англичанина Джона Кравена Берлея торговала парфюмерной продукцией. Производство находилось в небольшом помещении в пресс-бюро, где шестнадцатилетний курьер редакции и по совместительству химик изготавливал продукцию «Берлей» — «по особому старому английскому рецепту». Помимо выгоды от торговли продукцией сомнительного качества, большой доход приносили обратные адреса заказчиков, которые Пенгольц успешно продавал торговцам и издателям, рассылавшим по этим адресам рекламные предложения.
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!