Утки, петухи и собаки. Необычные костюмы из спектакля Эдмона Ростана «Шантеклер» 1910 года

В рубрике «Что это такое?» «Электронекрасовка» рассказывает про интересные артефакты из оцифрованных фондов.

Что это такое?

Костюмы к спектаклю «Шантеклер» по пьесе Эдмона Ростана, премьера которого состоялась в театре «Порт-Сен-Мартен» в Париже 7 февраля 1910 года. Спектаклю и костюмам был посвящён специальный выпуск журнала Le Theatre № 268 за 1910 год.

О чём повествует пьеса?

Действие пьесы разворачивается на ферме, её обитатели — звери и птицы, под видом которых Ростан выводит современное ему общество, представителей разных его слоёв: куры, цыплята, цесарка, павлин, дрозд, кот, пёс, жабы, филины, совы и другие домашние и лесные звери. Протагонист — петух Шантеклер, восторженный идеалист, убеждённый в том, что его пение заставляет вставать солнце. Он хочет защитить общество от беспорядков, защитить своих соотечественников от безвкусицы и пытается дать ответ на вопрос о сущности искусства, призывая к возвращению к своим корням и народной культуре.

Ростан попытался отразить в пьесе любовь к сельской местности, к простому образу жизни и отвращение к растущему цинизму в обществе.

Как использовались декорации, какие у актёров были костюмы?

В подготовке спектакля участвовали костюмер Альфредо Эдель и декораторы Амабль, Поль Пакеро и Люсьен Жюссо. Сразу же возникла проблема репрезентативной гармонии и логического равновесия в постановке, и нужно было представить объекты, сопровождающие героев, сцену и окружающую среду в размере, пропорционально соответствующем самим животным (курятник стал виллой, тыква — огромным шаром, тачка — телегой и так далее). В актах постановки были представлены следующие декорации:

— скотный двор (увеличенная клетка голубя, монументальная собачья будка, огромный курятник),

— опушка леса (пейзаж; широкое дерево, дикая растительность, колокольчики, гигантские папоротники),

— огород (большие деревья, растения, тачка, манекен),

— подлесок (буйная растительность, ствол дерева, паутина).

Журнал Le Theatre № 268 за 1910 год отмечает, что ещё за несколько веков до нашей эры древнегреческий комедиограф Аристофан таким же образом преобразовывал персонажей в своих комедиях. На сохранившихся фресках богатые и блестящие костюмы передают внешний вид животных, у которых под масками находился своего рода рупор.

В постановке по пьесе «Шантеклер» у актёров, играющих первые роли, было полностью открыто лицо в костюме, а у тех, кто играл менее важных персонажей, — только нижняя часть. Костюм главного персонажа — Шантеклера — состоял из четырёх частей: голова петуха с красочным гребнем, клюв в виде козырька, тело (верхняя часть с прикреплёнными крыльями и нижняя часть — бриджи в перьях) и хвост (проволока, ремень).

Для каждого костюма было подготовлено оперение определённых цветов, в результате были представлены белые, чёрные, жёлтые куры и петухи из различных стран (Китай, Индия, Австралия, Америка, Франция), самые разные утки, цесарки и другие птицы. В четвёртом акте постановки очень реалистично выглядел хор жаб: все были с большими брюшками и скользкими телами. Также зрителей поразил роскошный костюм павлина, который выделялся на фоне других хвостом с разноцветными глазами.

Как публика отреагировала на постановку?

Публика была несколько удивлена, узнав, что действие драмы будет происходить на ферме без участия людей. Зрители задавались вопросами о том, в какой форме будут представлены животные и ферма: как сказочная страна, символ чего-то или фантазия автора.

Спектакль вызвал недоумение со стороны критиков и зрителей несмотря на интерес к личности драматурга и на то, что главную роль играл популярный французский актёр Люсьен Гитри. Отчасти это было вызвано длительными задержками, не вдохновенной игрой Гитри, а также тем, что образ жизни парижан, находящихся в зале, осуждался.

Спустя два месяца «Шантеклер» в переводе писательницы Татьяны Щепкиной-Куперник был поставлен в петербургском театре Литературно-артистического кружка А.С. Суворина, и о том, как отнеслись к нему зрители, есть противоречивые свидетельства. С одной стороны, пьеса-аллегория была воспринята как неоправданная экстравагантность, вызвавшая насмешки и пародии. С другой, по сообщениям в прессе, после постановки в городе появились галстуки, шляпы, костюмы и шоколад под названием «Шантеклер», что косвенно может говорить о том, что публикой пьеса была принята благожелательно.

Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!

Подготовила Елена Гончаренко
При поддержке фонда «Четверг»