Филимоновская глиняная игрушка

«Электронекрасовка» проводит ревизию народной и кустарной детской игрушки. В новом материале — филимоновская глиняная игрушка.

Филимоновская игрушка — одна из самых узнаваемых по форме и раскраске кустарных глиняных игрушек. Местом возникновения промысла считается деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Первые упоминания об игрушке относят к XVI веку, привычные пропорции, формы и орнаменты фигурок сформировались к середине XIX века.

Барыня. 1966. Автор А. Карпова
Олень. 1966. Автор А. Карпова

Сюжет

Традиционные персонажи для филимоновской игрушки — всадники, солдаты, барыни и различные животные. Человеческие фигурки часто условны и примитивны, удлинённых размеров и увеличенных пропорций. У животных, как правило, гибкие тела, высокие ноги, маленькие головы и непомерно длинные шеи. Иногда по форме сложно определить изображённое животное, но некоторые имеют характерные особенности формы: у барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую голову венчают небольшие уши.

Медведь смотрится в зеркало. 1966. Автор А. Карпова
Баран. 1966. Автор А. Карпова 

Материал и технология

В окрестности деревни Филимоново находятся богатые залежи гончарной глины нескольких сортов, некоторые из которых близки по качеству к фарфоровым. Изготовлением посуды занимались гончары-мужчины, а игрушками — женщины. Все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, — свистульки, поэтому женщин, занимавшихся изготовлением фигурок, называли «свистуличницами». Традиционно для изготовления игрушек использовали местную глину «синику», которую несколько дней держали в сыром прохладном месте, а затем вымешивали её босыми ногами. Вся лепка производилась из цельного куска глины, с затиранием неровностей мокрыми руками. Готовые игрушки обжигали в горнах при температуре, достигающей 950 градусов.

Солдат кормит курицу. 1966. Автор А. Карпова

Раскраска

Все игрушки расписные, характерные орнаменты и узоры — полосы, ёлочки, звёзды, точки и скорописные штрихи. Несмотря на скрупулёзность орнамента, лица и антропоморфные признаки изображались достаточно условно. Роспись исполнялась анилиновыми красками, растёртыми на яичном желтке или эмульсии из белка и желтка. Основные цвета — малиновый, зелёный и жёлтый. Чередование узоров и оттенков при росписи фигурок зависело от мастера, для которого это становилось авторским стилем.

Солдат. 1970. Автор А. Карпова
Солдат. 1966. Автор А. Карпова
Солдат. 1968. Автор Д. Лукьянова

Коровы. 1968–1969. Автор Е. Карпова 

Свинья. 1969. Автор Е. Евдокимова

Корова. Деталь. 1969–1969. Автор Е. Карпова

«Любота». Жених и невеста. 1969. Автор Е. Дербенева

Курицы. 1967. Автор А. Карпова

В XIX веке промысел был широко известен за пределами Одоевского уезда. Немалую роль в популяризации игрушки сыграли «старьёвщики», использовавшие фигурки при обмене на различный утиль, за что их иногда называли «товарняк». После Октябрьской революции ремесленное производство игрушки практически прекратилось, изготовлением свистулек продолжали заниматься несколько мастериц. Основной массив сохранившихся игрушек датируется 1920–1930-ми годами. Заметное оживление и возрождение промысла произошло в 1950–1960-е годы и продолжается до сегодняшнего дня. 

Источники

— И. Богуславская. «Русская глиняная игрушка». 1975
— Г. Блинов. «Чудо-кони, чудо-птицы». 1977
— Г. Дайн. «Русская народная игрушка». 1981

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!