ВРАГ СПРАВА

И

злишне доказывать, что в классовом обществе не было и не может быть внеклассового «беспартий
ного», чистого искусства. Тем более его не может быть в эпоху обостренной классовой борьбы.
Против этого в наше время не будет спорить почти ни один художник, так как жизнь за время револю
ции ежедневно и ежечасно ставила и ставит перед каждым художником вопрос: с кем ты, по какую сторону баррикады ты стоишь!
Если это так, — а это несомненно так, — то возникает вполне понятное недоумение: почему вопрос о правой опасности в изо-искусстве ставится и дебатируется именно сейчас, на 1 2 году революции?
Вопрос о правых настроениях и правых опасноностях, о влиянии буржуазного искусства связан с трудностями социалистического строительства, с его успехами, с темпом роста социалистического сектора народного хозяйства, с постановкой задачи выкорчевывания корней капитализма в нашей стране.
Все это вызывает обострение классовой борьбы на всех фронтах — экономическом, политическом и идеологическом.
Никогда так, как теперь, газеты не пестрели сообщениями о фактах, неоспоримо свидетельствующих о росте кулацкой активности и об оживлении деятельности церковников. Зашевелились антисемиты, зашеве
лились сторонники идеалистических течений во всех областях науки и искусства. На литературных совещаниях последнего сезона был засвидетельствован отход ряда попутчиков от их прежних позиций и скатывание их во враждебный нам лагерь; правые настрое
ния коснулись отчасти и отдельных представителей пролетарских группировок в литературе. То же самое можно сказать и про театр.
Пора поэтому поставить вопрос и о правой опасности в изо-искусстве. Без уяснения сущности этого вопроса, без четкой диференци аци и на друзей и врагов рабочего класса нельзя при

ступить всерьез к той культурной ре

волюции, о которой у нас говорится довольно давно, но к настоящему осу
ществлению которой мы приступаем только сейчас, в связи с культурной пятилеткой.
На фронте изо-искусства борьба с правой опасностью осложняется отсутствием общепризнанного кри
терия в определении правой опасности. Благодаря этому вопрос о правой опасности здесь нередко под
менивается вопросом о «правом искусстве» и «левом искусстве» по формальным признакам (старые буржуазные понятия!).
Советская общественность не могла до сих пор уделить достаточного внимания вопросам изоискусства, и отчасти поэтому классовый анализ в обла
сти изоискусства сплошь и рядом подменивался и подменивается рассуждениями о равноценности всех формаль
ных течений, вне зависимости от их классово - воспитательного воздействия на массу.
Искусство, как область идеологии, всегда было орудием в руках того или иного класса, по большей ча
сти господствующего класса. В зависимости от того, на службе у какого класса находится искусство, можно его квалифицировать, как искусство революционное или реакционное, буржуазное или пролетарское. Мы не отрицаем возможности и другой классификации
искусства,—например, по формальным признакам, — но надо точно установить, что подобная формалистская классификация имеет лишь лабораторно-искусствоведческое, но вовсе не широкое общественное значение.
Вероятно, пролетарское искусствоведение в ближайшее время обнаружит закономерность в смене художественных форм и зависимость последних от эволю
ции форм экономических и общественных. Та или
другая эволюция художественных форм сама по себе еще ничего не гово
рит о том, на службе у какого класса находится тот или иной художник. Обычно «надстройка» отстает от «ба
зиса», и метафизический мыслитель принимает за сегодняшнее то «новше
ств о», корни которого во вчерашнем дне.
Так все течения изо-искусства начала Октябрьской революции «глубочайшими марксистами» лефизма принимались и пускались в оборот за чистую монету пролетарского искусства. Не всегда формально «ле
вое» есть одновременно левое идеологически, — это бывает лишь в эпохи сложившегося стиля, а в эпохи классовых ломок одни и те же средства могут быть до некоторой степени использованы обоими лагерями, каждым по своему. Футуризм, конструктивизм и др. так называемые «левые» формы в фашистской Италии служат фашизму, а в стране Советов могут быть