ИСКУССТВО

В МАССЫ

Из жизни Густава Курбэ Памяти художника-революционера
1863 год во Франции на «изо-фронте» был отмечен крупньш «скандалом»: пользовавшийся громкой полемической известностью художник Густав Курбэ послал в Салон антирелигиозную, точнее, антицерковную картину: «Возвращение с приходской конференции», изображавшую «многотрудное» шествие до
мой группы пьяньіх французских «кюрэ» (попов). В стороне, у лридорожного дерева, со вделанной в него иконой, помирая со смеху, держась рукой за живот, стоит «вольнодумный» кресть
янки. Фигуры как крестьянина, так и некоторых кюрэ были портретами.
Несмотря на то, что картина была отвергнута в особо демонстративной форме и не была выставлена ни с принятыми, ни с отвергнутыми произведениями и показывалась художником ча
стный образом, ее появление вызвало дикий вой прессы, не скупившейся на резкие эпитеты по адресу художника. Друг Курбэ Прудон в это время написал книгу, своего рода искусствоведчески-социологический трактат: «О принципе искусства и его социальном назначении». В первой главе Прудон описывает эту картину Курбэ и приводит один из истерических, журнальных выпадов по ее адресу.
«Курбэ, — пишет цитируемый Прудоном автор, — прибегнул к последнему средству для поддержания своей известности. После нескольких лет, в течение которых он раздражал внимание пу
блики нарочитым безобразием форм, он прибегнул, наконец, к кеприличию сюжетов. Цинизм его необходимо должен был на
влечь на него строгость правительства; на это он рассчитывал, чтобы заставить о себе говорить публику. Теперь он очень доволен и, видя, с каким изобилием иностранцы, которым он выставил свой шедевр, несут ему флорины, гинеи и доллары за удовлетворение своего нескромного любопытства, понимает, что цель его достигнута. Пусть, однако, знают иностранцы, что над этим сомнительный главой новой школы, над этим оскорбите
лей искусства, приговор уже произнесен... арсенал его шасла - танства уже истощился»...
Картина была впоследствии куплена американский «антрепренерэм» и перепродана дальше. Добавим только, что знатные иностранцы, «платившие флорины, гинеи я доллары» за просмотр, -этим не ограничились. Один из них, «верный» католик, приобрел под конец картину с тем, чтобы ее... уничтожить.
Такие сугубо-тематические картины являются скорее исключением в творчестве Курбэ. Тем более показательный является тот факт, что его живопись «обществом» второй империи воспринималась, как воплощение классово-враждебного ему содер
жащія, как появление в искуссгве новой действующей силы того пролетариата, который с 1 848 г. «развился в европейскую вели
кую ^державу». Сам Курбэ, подчеркивая классовое содержание своей картины «Заснувшая пряха», с ударением говорил:
est ипѳ prolétaire («Это пролетарка!»). Это видно, __
Курбэ, Г.
Каменщики
гсворит Гаузенштейн, — и без этого признания. Форма говорит о социальной расе».
Полемика вокруг Курбэ была резким отражением классовой борьбы. В свое время Луи Бонапарт щелкнул кнутом по заду знаменитой «Купальщицы» Курбэ, а императрица Евгения назвала ее «першеронкой» (конская порода тяжеловозов Сев. Фран
ции). Участие в этой травле принял и «непогрешимый мастер формы» Теофиль Готье, назвавший эту картину «подлой карикатурой».
Мастера предшествующей эпохи Энгр и Делакруа оба оплакивают «пороки» Курбэ: «Гнусный реалист, ты добиваешься того, чтобы я поверил в действительность изображенной тобою сцены, но ведь это та самая грубая действительность, от кото
рой я освобождаюсь, когда удаляюсь в сферу искусства»... (Делакруа).
В оценке Энгра столько же положительно го, сколь и отрицательного: «Как он приблизился к природе, — восклицает он перед картиной Курбэ. И как она балует сама своих любимцев. Он родился с качеством, которое встречается реже всего, и он заставляет его сверкать с первый ударом кисти. Но он ни
чего не дает сам, несмотря на то, что столько получает. Какое качество теряется! Какой талант приносится в жертву!... Ника
кой композиции, никакого рисунка! Преувеличение, почти пародия! Этот малый лишь видит в ощущении, очень ясной для него, в гармонии, тональность которой условна: в однородной реальности всех предметов он импровизирует природу более энергично, чем она является нам на самом деле. Но то, что он представляет собою, кроме чисто артистического дарования,— совершенное ничто. Этот новый революционер будет опасный примером».
Как резко отличалось от приведенного выше отзыва Делакруа его первое впечатление в 1849 г. по поводу картины «После обеда в Орнане». «Видали ли вы что-либо подобное?—- восклицал он, — столь сильное и неподражательное, — вот новатор, революционер. Он расцветает без предшественников»...
Так сбивчиво расценивали вождя «реалистов» вожди двух уходивших школ.
Курбэ родился в 181 9 г. в Орнане во Франш-Конте, полубуржуазной, полукрестьянской семье. Дед Курбэ, Жан Антуан Удо, вольтерьянец и якобинец, очень любимый внуком, 22-х лет сам принимал активнейшее участие в революции 1789 г. и следующих годов. Его похороны в 1850 г. вдохновили Курбэ на известную композицию «Похороны в Орнане». От него получил художник ту оеволюционнѵю зарядку, которая так характерна для вождей Коммуны 1871 г.
По художественной линии молодость Курбэ полна поисков. Отметки «непреодолимое безбожие» его юности, которое, в связи с отказом от причастия, якобы обратило на себя внима
ние даже Безансонского кардинала-епископа. В 23 года Курбэ— почти сложившийся художник («Автопортрет с черной соба
кой»—1842 г.). Мы не ошибемся, если поставим гранями его развития две знаменательные, революционные даты: 1848 и 1871 гг. По формальной линии отход от романтиков идет у него под вличнием Жерико. Одновременно он увлекается испанцами — Веласкезом, Зурбараном, Рибейрой.
Мы видим быстро повышающуюся линию развития. Великолепная материальность сочной живописи, его жадная устрем
ленность к матери, к земле, плоти, животному, к действительности «как она есть», как самому красноречивому слову о
Крестьянка
Курбэ, Г.