Kурбэ, Г.
Похороны в Орнане (фрагмент)
украшенное фригийским колпаком \ на пьедестале, утвержденной на трех ядрах, мы поставим как колоссальный памятник на
Вандомской площади; она будет вашей колонной, вашей и нашей, колонной народов, Германии и Франции, навеки федерированныхъ
После Седана разгромленную монархию 4 сентября сменяет «Правительство национальной обороны». Демократия предста
влена лишь Рошфором, но все же Курбэ привлекается к прямой общественной деятельности в качестве «Председателя художников» и члена архивной комиссии, нечто вроде нашего бывшего «Отдела охраны памятников искусства и старины». Защита во время осады города Луврского музея и других памятников многим обязана Курбэ. Одновременно им подается правительству 4 сентября записка о том, что надо разрушить Вандомскую колонну, поставленную в 1806 г. в честь Наполеона Первого.
18 марта 1871 г. в Париже провозглашена Коммуна.
12 апреля принимается следующий декрет;
«Парижская Коммуна, принимая во внимание, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником вар
варства, символом грубого насилия и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоян
ный издевательством победителей над побежденными, беспрестанным покушением на один из трех принципов Французской Республики на братство. Декретирует :
«Колонна на Вандомской площади будет снесена». Тем же 12 апреля помечен декрет о Курбэ:
«Коммуна уполномочивает гр-на Густава Курбэ, председателя художников, избранного на общей собрании, восстановить в кратчайший срок в их нормальной состоянии музеи города Па
рижа, сделать галлереи доступными публике и возобновить в них обычную работу.
Коммуна уполномочит для этой цели 46 делегатов, которых
подлежит наметить на открытой заседании завтра в четверг
современности, формирует его, как мастера, противопоставляет его, как основателя школы реалистов, академической школе Энгра.
Предсказания критики не сбылись: последующие годы — время наиболее мощного расцвета его таланта. Одновременно все напряженнее становится политическое положение. Уже к 1866 году признаки революционной ситуации в Париже были довольно явны. Еще раньше Марке «в 18 Брюмера Ауи Бона
парта» предсказывал, что крушение опыта парламентаризма и замена его монархией—лишь этапы, проясняющие сознание пролетариата и освобождающие его от возможных иллюзий. Рабо
чие еще молчали, и растущая взрывчатая сила пролетарского гнева ждала еще разочарований франко-прусской войны. Но уже в эти годы монархия второй империи разоблачает себя все больше и больше. Разбитый десять лет тому назад оппозиционный республиканизм снова поднимает голову в рядах радикаль
ной интеллигенции. Трусливый режим начинает уже делать
столь типичные «уступки по мелочам». Одним из таких моментов была известная смена художественной политики, замена министерства искусства Ньюверкерке министерством Ришара. Одним из первых шагов нового министра было присуждение
ордена Почетного Легиона Курбэ. На эту демонстрацию художник ответил контр-демонстрацией. Отказавшись от ордена, он написал министру свое знаменательное письмо, в котором писал: «Мои гражданские убеждения противятся тому, чтобы я принял отличие, происхождением органически связанное с монархический строем. Эта награда орденом Почетного Леги
она, о которой мы договорились для меня в мое отсутствие,— она противоречит моим принципам».
В честь Курбэ организуется банкет. Домье также чествуется на нем — он раньше сделал такой-же оппозиционный шаг.
Действительность становится серьезнее. Заговорили пушки. На время войны Курбэ не покидает Парижа, как и его молодой друг Клод Монэ. Он первый делает попытку революционного братания на фронте. 29/ХІ—1 870 г. он обращается к немцам с «открытый письмом»: «Бросьте ваши пушки Круппа, мы их сплавим вместе с нашими: последнее орудие жерлом в воздух,
1 Символ революции.