ЖЕНЩИНАВ ИСКУССТВЕ Женщина и художественное производство

уществует обывательское мнение,
что женщина неспособна к творческому труду. В отношении изо-искусства оно базируется, повидимому, на слабом участии женщины в развитии станкового искусства. Фактически роль женщи
ны в изо-искусстве была очень велика, но шла она по линии производственны х иску с с т в.
Характер применения женского труда в искусстве на протяжении истории прежде всего определяется бытовой закрепощенностью женщины, прикреплением ее к семье, к дому. Эта закрепощенность в семье определяет круг трудовых процессов, в когорых женщина может и должна принимать участие. Отсюда же, по этой тру
довой линии, определяется и приложение ее сил в производственном искусстве.
В условиях натурального хозяйства эти точки приложения очень велики. Влияние женщины на формирование так называе
мо™ «иародного» искусства является в значительной степени определяющим. До самого последнего времени в глухих русских деревнях крестьянка сама ткала, сама вышивала все текстильные принадлеж
ности — полотенца, скатерти, платья и т. д., а в украинской избе еще до сих пор расписывает узорами стены и печи.
В условиях феодально - помещичьего хозяйства крепостной труд женщины ис
пользуется уже не только по линии формирования так называемого народного искусства, т. е. не только по линии обслуживания своего быта, но и по ли
нии обслуживания быта помещиков, г. е. по линии создания феодально-помещичьего искусства. В девичьих помещичьих усадеб с утра до ночи плелись тоикие кружева, вышивались самые разнообразные тканы, ткались ковры и т. д.
Когда производственное искусство выделяется из комплекса трудовых процес
сов для обслуживания данной семьи и развивается в специальные производ
ственные отрасли (кустарные артели и т. д.), роль женщины по целому ряду от
раслей остается первенствующей. Это — на кустарной стадии развитая — не относится к тем отраслям производства, ко
торые требуют наличия физической силы, как, например, дерево и металло-обрабатывающие изделия. Но в остальных участках женский труд доминирует. Когда к десяталетию Октября в Москве бы
ла открыта выставка искусства народов
СССР, іов. Смидович, открывая кустарный павильон, сказал, что прежде всего следѵет поблагодарить женщину Союза ССР, потому что в подавляющем большинстве экспонатов выставки мы видим продукты ее труда. В настоящее время целый ряд женских артелей на Украине, на советском Востоке и в Центральной сбласти доставляет экспортные продук
ты, которые на международных выставках были неоднократно премированы. Очень велико участие женщины в изгоговлении ковров, особенно восточных. Здесь женщина в болыиинстве случаев
является не только автором и выполнителем ковровых рисунков, но и хранительницей секретов производства, в частности колористики.
Но если кустарное производство сохраняет возможность работать, не отрываясь от быта, и тем самым создает предпосыл
ки для широкого использования женского труда, развитие капиталистичсского фаб
рично-заводского производства связано с резким понижением участия женщины в производственном искусстве. Женщина вытесняется из целого ряда отраслей. Нанример, при первых шагах набойки жен
щина разрисовывала ткани от руки. ГІереход к фабрично-заводскому производ
ству лишает ее этой работы. При изготовлении лубков женщины, а часто и Левочки, раскрашивали лубочные лизы в не
сколько красок опять-таки от руки. Этим промыслом занимались целые села. При развитии механических фабричных способов репродуцирования женщина совер
шенно вытесняется и отсюда. Вплоть до революцип в ситце-печатных фабриках рисовальщиками всегда были мужчины, так же как и колористами. То же явление наблюдается и в посудных фабриках — расписывают посуду мужчины. В рисо
Сомова, О.Партизанка
Сомова, О.
Крестьянка
вальных мастерских этикетажных производств (парфюмерия, табак и др.) опятьтаки все квалифицированные позиции занимают мужчины.
Картина резко меняется в после-революционных условиях. 8 и 7-часовой рабочий день, ряд изменений бытового порядка, производственное обучение приводят к тому, что в настоящее время ху
дожественная смена в фабричных рисовальнях создается в болыиинстве из женщин. Женщинами пополняются рисовальни и по линии фабзавуча и главный образом по линии Вхутеина, при чем практика вполне убедительно показывает, что по своим творческий способностям женщина отнюдь не уступает своим товарищаммужчинам.
При этом надо подчеркнуть, что, несомненно, расширяется самый диапазон приложения ее сил. Диференциация функций на производстве и механизация производственных процессов обеспечивают возможность такого же участия жен
щины в дерево- и металло-обрабатывающем производстве, как и мужчине. От художника этой специальности в настоящее время уже не требуется наличия физической силы. Перед этими видами про
изводства стоит задача изготовления массовых типов мебели, арматуры, посуды и т. д. Художник должен дать только мо
дельную выработку, рисунок, чертеж или макет, а выполнение в материале произ
водится уже другими категориями работ
ников. Большое место может занять женщина и в отношении архитектуры, планировки городов и оборудования