картине, маскировали лицо барина-рабовладельца и буржуя-эксплоататора. Делали их часто настолько привлека
тельным по выражению, живости и по краскам, что поневоле засмотришься и не заметишь, что любуешься на врага. В этом и сила искусства, что оно часто невольно захватывает самого неподготовленного человека своей живостью и интересом.
Иконы и лубки, выпускавшиеся царем, церковью и буржуазным правительством
в огромных количествах, затемняли сознание народа. Ваша же задача — че
рез избу-читальню, клуб, стенгазету, плакат-лозунг, декорации для театрального кружка просвещать трудя
щихся, изобличать вредителей-бюрократов, укреплять своим искусством советскую власть, искореняя недостатки и выявляя и поощряя в своих рисунках лучших работников ее.
Многие товарищи спрашивают, стоит ли продолжать рисовать и есть ли у них способности к этому. Если товарищ начал рисовать и если у него хоть небольшое стремление к этому имеется, то бро
сать не стоит. Сразу хорошо ни у кого не получается. Можно рисовать или писать, но и в то же время заниматься другой специальностью? Совсем необязательно, тем, кто рисует, сделаться со
временем профессионалами-художниками. Много людей играет на том или ином музыкальном инструменте, как любители, но материально их обеспечивает другое ремесло. Среди них очень много талант
ливых музыкантов, культурное значение которых в селе и городе очень велико. Так же, как гармонист или музыкальный кружок становятся душой на вечеринке в клубе или в народном доме, в такой же мере цветной рисунок в стенгазету, картина или плакат в избе-читальне или клу
бе одушевляют их,, организуют отдых, веселят и привлекают. Рисунок в стен
газету должен быть ярким, образным и ясно передающим замысел автора. Без него газета будет казаться скучной и не будет привлекать внимания зрителя. Большинство присланных в редакцию ри
сунков является копиями. Копий лучше не делать, так как пользы от них мало.
Нужно учиться наблюдать и накоплять материал из жизни. Слишком малы рисунки на листках, их можно было бы сделать побольше, так чтобы весь лист был занят нарисованным предметом. Чем больше рисунок, тем лучше и полезнее для рису
ющего, так как в малом рисунке ошибки делаются незаметными и их трудно ис
правлять. К тому же рука рисующего привыкает к маленьким движениям, и в
большом рисунке художник чувствует себя робким. Не нужно при рисовании фигуры или портрета делать слушком мно
го теней. Внимательно всматриваясь в натуру, нужно выбирать только те тени, которые выявляют форму (объем), и не делать тех теней, которые скрывают ее. В особенности мешают падающие тени.
Упражняйтесь в рисовании человеческой фигуры таким образом, чтобы положение фигуры в пространстве было совершенно ясным для зрителя и чтобы производимое действие было понятным. Присылайте рисунки, сделанные вами для стенга
зеты, которые были уже использованы. Особенно ценны те из них, которые связаны с текстом стенгазеты, приурочен
ным к проведению той или иной кампании на селе, в городе или в данном учрежде
нии. Еще раз повторяем — не копируйте, ибо по копированному рисунку нельзя давать указаний, и они для вас бесполезны.
Организуйте кружки рисующих и обслуживающих стенгазету при избе-чи
тальне, клубе или данном учреждении. Рисуя коллективно, вы будете больше успевать и редакция журнала «Искусст
во в массы» такого рода кружкам будет оказывать помощь в первую очередь.


д. м.




ХУДОЖНИКИ НА ПОСЕВНОЙ


(Заметки на полях рисунков)
— К бою за сев готовсь!
Этот боевой клич всколыхнул город, бросил партийные, рабочие и технические силы в колхозы, туда, вглубь степей.
Самарские художники-ахровцы вместе с другими двинулись ударной бригадой, в составе восьми человек, чтобы принять участие в посевной кампании.
Новая деревня жаждет культуры и знаний. Активные передовые слои в колхозах и деревнях с жадностью, как сухая земля дождевую влагу, впитывает идущую из городов культуру. Наши колхозники и рабочие совхозов страшно нуждаются не только в специалисте-художнике, кино, радио-механике и советском актере, но и просто в хорошо развитом и грамотном человеке.
Колхозная деревня настойчиво требует целой армии культурных работников.
* *
Ташлинский зерносовхоз. Нужно засеять двадцать три тысячи га. Грузят семена. Молодые трактористы крутятся между столбов на Катер-Пиллерах, степь оглашается металлическим звоном гусениц. А в механизированной кузнице кряжистые кузнецы приводят в порядок стальных коней.
Вечерами вся рабочая масса в клубах. Там идут постановки; в соседней с залом комнате, на классной доске, при керосиновой лампе выводятся геометрические фигуры, рисунки отдельных частей железной машины. Молодежь настойчиво вгрызается в конструкцию советских и американских тракторов.
Культбригады, посланные Крайоно, вместе с художниками влились в эту многочисленную трудовую массу и начали работу городскими ударными темпами.
Нардома и клубы совхозов Ташлинского, Оренбургского округа, и «Коминтерна» Самарского, под рукой художника приняли привлекательный вид и стали действительным местом культурного отдыха.
В колхозах «Им. Ильича», «Заря новой жизни», в селах Новой-Каменке, Грачевке, Таллах и Сорочинске нардома и избычитальни обогатились невиданными доселе декорациями, кра
сочными плакатами и диаграммами на местные темы. Организованные культбригадами стенгазеты иллюстрируются и художественно оформляются ахровцами.
Одна удачная карикатура на волокитчика-разгильдяя и бюрократа делает больше эффекта, чем пять бесед, проведенных на эту тему.
Старый батрак, увидев в культпалатке, разбитой в поле, художественные диаграммы, сказал:
— Если бьг не было вот этих картинок, я не знал бы, что у нас делается в совхозе.
Велик простор для деятельности культурных работников на селе. Колхозникам не надо преподносить старые «турусы на ко
лесах» и «петь про соловья». Им надо, как говорит Демьян Бедный:
В пролетарской, в советской литературе, Слова о рабоче-крестьянской культуре
Не буржуйско-эстетское словоизвержение, Не ложно-культурное самоублажение, А- голос живой, Призыв боевой,
К стремительно бурной Работе культурной.
Некоторые художники, отправляясь на культурный фронт в колхозы, очевидно, полагали:
— Ну что-ж, приеду, посмотрю, как готовятся к посевной кампании, сделаю парочку зарисовок к будущей картине.
Действительность опрокинула такие предположения. Вот как описывает свою работу художник Меркулов:
— С начала посевной почти ничего не делаю по своей линии, а работаю на участках посева. Живу в поле вместе с трак
тористами, ведем напряженную работу по заканчиванию сева. Приходится быть спецом на все руки: и помощником учетчика, и культурным работником. М ерим и керосин, и масло, и гектары засеянные высчитывав м».