ИСКУССТВО, ТРЕБУЮЩЕЕ ПРИЗНАНИЯ




Вопрос об огромной значении массовых празднеств поднимался нами несколько раз. Но искусство массовых празднеств у нас все еще в загоне.




Мобилизуем по этой линии внимание советской обществен




ности. Дорогу искусству массовых празднеств!


В области искусств мы имеем значительные достижения, которые наглядно опровергают измышления наших классовых врагов, кричащих, что в варварской большевистской стране искусству нет места.
Не будем на этот счет особенно распространяться. Напомним только, что наши революционные театры открыли новые страницы в истории театрального искусства, что у нас созданы кино-фильмы, которые справедливо считаются мировыми ше
деврами. Укажем еще только, что у нас ведется успешно борьба за новую музыку, за новый пролетарский стиль в живописи, архитектуре и скульптуре. Что у нас есть такие самодеятельные формы искусства, охватывающие широкие массы, как, например, движение изо-рабкоров и художников-самоучек, театральные, музыкальные, хоровые и изо-кружки при клубах.
По сравнению с искусством капиталистических стран, которое находится сейчас в безысходной тупике, эти успехи очень велики.
Но для нас, для нашего времени, они недостаточны.
Дает ли советское искусство все то, что оно может дать на своем участке напряженной социалистической стройки? Используется ли в полной мере его громадная формирующая сила?
Нет! Громадная формирующая сила искусства используется у нас еще слишком мало.
Произошла ли решительная творческая и классовая революция в искусстве? Стало ли оно действительно массовый искус
ством? Нашло ли искусство формы огромной силы воздействия? Говорят ли наши искусства (в особенности простран
ственные искусства) языком, в полной мере созвучный размаху нашего социалистического строительства? Нет, этого еще нет!
Кто внимательно читал Ленина, тот не мог не заметать, как часто говорит Ленин об энтузиазме масс, как важнейшем условии всякого революционного действия.
Перестроилось ли наше искусство на такие массовые формы, чтобы стать аккумулятором энтузиазма и воли?
Нет! Этого мы еще не добились1.
м ы здесь идеи слишком медленно по сравнению с темпами нашего строительства. Творческая революция в искусстве у нас не поспевает за жизнью. И поэтому успехи по линии искусства, о которых мы говорили, нас, осуществляющих пятилетку, удовлетворить не могут, ибо мы не выплавили еще мощных форм массового искус
ства, которые нужны нашей эпохе, которые могут выполнить ее требования, которые были бы отмечены тем знаком классовости, массовости, коллективности в творчестве, которыми отмечена вся наша созидательная работа, индустриализация и коллективзация страны, колоссальные культурные сдвиги.
Борьба за темпы, за план, за революционную смелость творческих поисков новых массовых форм искусства—вот чем можем мы выравнять и увязать искусство с бурной творческой действительностью.
Необходимо ускорить творческую революцию в искусстве. Нужно выделить те области искусства, которые особенно близ
ко стоят к истокам массового творчества, и отдать им максимум внимания, забот и чуткости.
С горечью приходится признать, что ленинские мысли о массовой, воздействующем на миллионы, понятной каждому ис
кусстве, упорно обходятся нашими искусствоведами на практике. Иначе не звучали бы впустую голоса, требующие особенно серьезного внимания к массовый празднествам.
Нам кажется, что ведущим видом искусства, р е- волюционизирующим и творчески питающим другие искусства, должны стать массовые празднества. і
Здесь позиции, с которых мы должны повести борьбу за пролетарский стиль в искусстве.
Искусство массовых празднеств ближе всех искусств к нашей действительности. Массо
вость, коллективность в творчестве, мощный язык, разнообразие средств воздействия, все это исключительно характерно для массовых празднеств.
В огромной синтетической целом массового празднества лучше всего можно выразить перед массами зрителей и слушателей политический смысл событий и пафос нашего строитель
ства. Это — колоссальнейший экран революционных идей, ориентирующих материалов и цифр, культурныя лозунгов. Это невиданное орудие мобилизации внимания и воли миллионов.
В гибких и разнообразныя формах празднеств лучше всего можно отразить социалистическое соревнование и его отдельные участки.
Классовость, пронизывающая основную идею празднества, выражается в нем с исключительной силой и в ярчайшей разрезе. В массовых празднествах мы можем иметь мощнейшие аккумуляторы бодрости и энтузиазма. ,
Именно здесь при надлежащей организации празднеств синтез всех форм самодеятельного искусства, искомые элементы нового пролетарского стиля в искусстве и необычайные возможности художественного воспитания масс.
Но для всего этого массовые празднества должны быть организуемы не столь беспомощно и случайно, как это происходит до сих пор. Нужно то, чего, к сожалению, еще нет. Нужно, чтобы наши празднества вошли бы в пятилетку искусств, как узловые и отчетные пункты. Нужно, чтобы они организовывались, как тщательно продуманные цельные (несмотря на разнообразие включаемыя в них форм) художественные произведения.
Для этого надо создать постоянные или временные штабы из живыя инициативных людей, энтузиастов и революционеров в жизни и искусстве. При этих штабах должна вестись серьез
ная и длительная подготовка к праднествам. К оформлению их должны быть привлечены наши лучшие режиссеры, представители революционной мысли в области музыки, живописи, архитектуры и скульптуры.
Невозможно дать в этой области сколько-нибудь исчерпывающие предложения. Ибо эта работа под силу только коллективу. Все же некоторые конкретные предложения мы делаем.
Прежде всего необходимо отказаться в дальнейшем от той обычной организации праздничных демонстраций, которая столь мало отличается от крестного хода. Предлагаем осью единого художественного замысла встречные шествия. Пустить на всем протяжении улицы колонны навстречу колоннам. Только так, и не как иначе. Пусть энтузиазм множится на энтузиазм, радость на радость, звуки на звуки, краски на краски, политические лозунги на политические лозунги.
Если до сих пор все были участниками массового действия, на котором зрителями первых мест была неорганизованная публика на тротуарах, то при встречном шествии демонстрантов все являются и участниками и зрителями невиданного, исключительно подымающей силы массового действия. В коллонах больше нет скуки и нет необходимости ждать чего-то. Каждая минута — центр праздника. Артистические выступления, коллективные лозунги, коллективные приветствия — все