ЗАБЫТАЯ ТЕМА В НАШЕМ ИЗО-ИСКУССТВЕ

В изо-искусстве всех времен тема войны занимала значительное место. В эпоху феодализма художники изображали подвиги военноначальников и правителей, двигавших на бойню под
властные им массы, при чем в художественных произведениях выдвигалась на первый план внешняя показная «красота» вой
ны на фоне унижения и гибели побежденных и обходились молчанием те разорения и страдания, которыми трудовые мас
сы, в том числе и победятели, оплачивали героические красоты своих воинственных вождей.
ло бы преувеличенный считать, что эти гравюры, раскрывающие перед зрителей зверскую расправу наемной солдатчины с крестьянами побежденной страны, — пытки, виселицы, разгро
мы жилищ, грабежи и насилия, — являются сознательный прогестом Калло против войны.
Здесь перед нами просто более или менее точная фиксация в графике того, что было в действительности. Это в своем роде
Георг Гросс
Хозяева
Пять часов утраГеорг Гросс
В общей тот же «дух» сохранили и художники-баталисты первоначального периода буржуазной эпохи. Однако по мере перехода на механизированную войну и наростания социальных противоречий в капиталистической обществе изо-искусство начинает постепенно разоблачать истинные основы войны.
Домье
Самоопределение народов
Георг Гросс
Мы покончили с войной и революцией и можем

спокойно жить.

Блестящие героические доспехи, в которые искусство феодальной эпохи одевало своих завоевателей, начинают давать трещины. От изображения войны, как праздника и торжества робедителей, художники переходят к драме взаимного уничтожения людей,
К таКим мастерам, например, мы можем отнести прежде всего француза Жака Калло (1592—1635), который в серии своих гравюр цзобразил нам «Всликие бедствия войны». Бы
Как бы не были ужасны переданные им сцены войны, отношение к ним самого художника еще остается для нас неясный. Тогдашние методы ведения войны и юстиция тех времен уза
конивали в глазах господствующего класса все эти гнусности, не слишком, впрочем, далекие от того, что творится и при военных действиях наших времен.
Значительно более выразительно показывает нам свое отношение к войче испанский художник Франциско Гойя