бодила театр от экономического тупика и зависимости от буржуазных пайщиков. Мечта об «общедоступности» театра до революция не была реализована. Октябрьская революция ши
роко раскрыла двери театра и наполнила его подлинно-народной аудиторией, которая с горячей любовью отнеслась к великолепному реалистическому искусству театра.
Мудрая и терпеливая политика партии и советской власти в отношении театральной интеллигенции содействовала посте

пенному переходу коллектива Художественного Театра не только

к «принятию» революции, но и к активному участию в ней своим художественным творчеством. На первых порах театр не понял задач пролетарской революции. Боязнь «левых» крайностей в
искусстве отражалась на самочувствии коллектива театра. Театр внимательно прислушивался к ходу новой жизни. Он хотел осмыслить сущность огромных исторических событий, совершав
шихся на его глазах. Общественно-политические и твоірческие традиции театра воспитали его коллектив в духе правдив ого отношения к современности. Театру органически чужда ложь в
искусстве и в своем общественно-политической поведении. Боясь лжи, неискренности и приспособленчества, театр боялся фальшивых нот в искусстве. Он честно стремился понять новый мир, чтобы найти яркие краски для его отображения в искусстве.
Этот процесс идейной эволюции театра шел медленно.
Постановкой «Бронепоезда» Вс. Иванова в 1927 году завершается процесс мировоззренченской эволюции театра. Этим спектаклем театр как бы декларирует полное освоение задач революции и свою готовность активно участвовать в борьбе за социализм.
За «Бронепоездом» следует ряд спектаклей советских драматургов, отражающих революционную жизнь страны. В классических спектаклях, последовавших за постановкой «Бронепоезда», ощущается новое отношение к классическому мате
риалу, проникнутое новыми мировоззренческими позициями театра.
Среди этих спектаклей особое место занимают «Враги» Горького. Спектакль этот был поставлен в 1935 году. Этим спектак
лем открывается новый этап в творческой жизни театра. Не
опасаясь впасть в преувеличение, можно уверенно сказать, что этот этап может быть назван этапом социалистического реализма. Весьма показательно, что горьковская драматургия определила этот творческий этап в жизни театра. Острая политическая тенденциозность горьковской драматургии помогла театру активи