Рис. 2. Мраморный мозаичный пол. ПомпеяРис. 3. Пол с инкрустациями из белого мрамора. Помпея Рис. 4. Перистиль (внутренний двор) дома Веттиев. Помпея

Инж. Л. ЛИПШИЦ О Сталиногорском гипсовом заводе

(Вниманию президиума Моссовета)
В журнале «Строительство Москвы» № 11 за 1936 год была помещена статья «Подмосковные гипсы». Авторы статьи обосновыва
ли необходимость строительства Сталиногорского гипсо-алебастрового комбината для удовлетворения потребностей Москвы, Мос
ковской области и смежных к ней областей в гипсе и алебастре.
Проектирование Сталиногорского комбината производительностью в 700 тыс. тонн в год было поручено Керамическому инсти
туту в Ленинграде. Эта организация, занимающаяся исключительно вопросами фар
форо-фаянсовой промышленности, никакого прямого отношения к алебастровой промыш
ленности никогда не имела, если не считать проектирования мелких подсобных цехов фарфоро-фаянсовых заводов с 1—2 маломощными варочными котлами.
В 1930 году был командирован в Америку, для ознакомления с фарфоро-фаянсовой промышленностью главный инженер инсти
тута тов. Бергман, а в 1936 году — от строительных организаций Моссовета—инж. Ви
нокур. Они посетили несколько заводов с устаревшими варочными котлами, в то вре
разным эпохам и выполнена различными мастерами. Живопись в атриуме и триклиниуме
выполнена до землетрясения (63 год нашей эры), остальная живопись относится к более позднему времени.
Роспись интерьера в Помпее, так же как и мозаика, изобилует богатством сюжета, композиции, сочностью расколеровки.
Советская архитектура знает примеры использования классического наследия живописи Помпеи для современного интерьера. В Доме пионеров в Москве прекрасно использованы мотивы помпейской живописи при реше
нии интерьера (см. журнал «Строительство Москвы», 1936 год, № 17).
На рис. 4 изображен перистиль в доме Веттиев, восстановленный после раскопок в своем прежнем виде. Интересна небольшая садо
вая скульптура, которая не требует больших затрат на выполнение, но прекрасно оформ
ляет двор и сад. Этот вид садовой скульптуры должен быть особо выделен, так как от
крывает богатейшие возможности при решении сада в домах отдыха, детских садах, домах пионеров, при оформлении парков и т. д.
Классическое наследие Помпеи дает богатейший материал для практического использования. Нами перечислено лишь основное,
мимо чего нельзя пройти ни строителю, ни архитектору.
Изучая и критически перерабатывая наследие прошлого, мы сумеем обогатить наши бурно растущие социалистические города, поселки и колхозы прекрасными и высокохудожественными строительными мате
риалами. Архитектурное наследие античной эпохи может быть использовано и в деле
сталинской реконструкции первой столицы страны социализма — Москвы.