РЕЧЬ тов. СТАЛИНА

Товарищи!
Разрешите провозгласить тост за науку, за ее процветание, за здоровье людей науки.
За процветание науки, той науки, которая не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки, которая обслуживает народ не по принужде
нию, а добровольно, с охотой (аплодисменты).
За процветание науки, той науки, которая не дает своим старым и признанным руководителям самодовольно замыкаться в скорлу
пу жрецов науки, в скорлупу монополистов науки, которая понимает смысл, значение, все
силие союза старых работников науки с молодыми работниками науки, которая добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и дает им возмож
ность завоевать вершины науки, которая признает, что будущность принадлежит молодежи от науки (аплодисменты).
За процветание науки, той науки, люди которой, понимая силу и значение установив
шихся в науке традиций и умело используя их в интересах науки, все же не хотят быть рабами этих традиций, которая имеет смелость, решимость ломать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устаре
лыми, когда они превращаются в тормоз для
движения вперед, и которая умеет создавать новые традиции, новые нормы, новые установки (аплодисменты).
Наука знает в своем развитии не мало мужественных людей, которые умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на ка
кие препятствия, вопреки всему. Такие мужи науки, как Галилей, Дарвин и многие другие общеизвестны. Я хотел бы остановиться на одном из таких корифеев науки, который яв
ляется вместе с тем величайшим человеком современности. Я имею в виду Ленина, наше
го учителя, нашего воспитателя (аплодисменты). Вспомните 1917 год. На основании научного анализа общественного развития России, на основании научного анализа международного положения Ленин пришел тог
да к выводу, что единственным выходом из
положения является победа социализма в России. Это был более, чем неожиданный вывод
для многих людей науки того времени. Плеханов, один из выдающихся людей науки, с презрением говорил тогда о Ленине, утверждая, что Ленин находится «в бреду». Другие, не менее известные люди науки, утверждали, что «Ленин сошел с’ума», что его сле
довало бы упрятать куда нибудь подальше. Против Ленина выли тогда все и всякие люди науки как против человека, разрушающе
го науку. Но Ленин не убоялся пойти против течения, против косности. И Ленин победил (аплодисменты).
Вот вам образец мужа науки, смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки.
Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные
в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики,
новаторы дела. Здесь за общим столом сидят товарищи Стаханов и Папанин. Люди, неиз
вестные в научном мире, не имеющие ученых степеней, практики своего дела. Но кому неиз
вестно, что Стаханов и стахановцы в своей практической работе в области промышлен
ности опрокинули существующие нормы, установленные известными людьми науки и техники, как устаревшие, и ввели новые нормы, соответствующие требованиям действи
тельной науки и техники? Кому неизвестно, что Папанин и папанинцы в своей практической работе на дрейфующей льдине мимохо
дом, без особого труда, опрокинули старое представление об Арктике, как устаревшее, и установили новое, соответствующее требованиям действительной науки? Кто может отрицать, что Стаханов и Папанин являются но
ваторами в науке, людьми нашей передовой науки?
Вот какие еще бывают «чудеса» в науке.
Я говорил о науке. Но наука бывает всякая. Та наука, о которой я говорил, называется ПЕРЕДОВОЙ наукой.
За процветание нашей передовой науки! За здоровье людей передовой науки! За здоровье Ленина и ленинизма!
За здоровье Стаханова и стахановцев!
За здоровье Папанина и папанинцев!
(аплодисменты).

на приеме в Кремле работников высшей школы

17 мая 1938 г.