ЗАСТРОЙКА МОЖАЙСКОГО ШОССЕ
Д. АРАНОВИЧ

Ансамбль

Три года действия сталинского плана реконструкции Москвы с каждым месяцем пре
ображают лицо столицы Советского Союза. Интенсивная застройка идет не только в центре, но и на всем протяжении уличных магистралей, вытягивающихся к новым гра
ницам города. Можайское шоссе — яркий пример превращения бывшей загородной дороги в одну из основных магистралей. Ма
гистраль эта идет от центра через улицы Коминтерна, Арбат, Смоленскую и Дорогомиловскую.
Коллективами 1-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета и мастерской Управ
ления жилищного строительства Моссовета разработаны технические проекты застройки
двух кварталов по Можайскому шоссе. В первую очередь застраивается большой уча
сток длиной почти в полкилометра на левой
стороне шоссе (от бывш. Ржевского пер. до Можайского пер.). Авторы разработанных проектов — архитекторы С. Н. Кожин, Г. П. Гольц, Г. И. Луцкий, А. Суриц, А. Розенберг, З. М. Розенфельд и А. К. Буров. Отдельно разработан проект застройки на более отда
ленном квартале Можайского шоссе арх. Г. Вольфензоном.
Проектное задание предусматривало разбивку по противоположной стороне шоссе просторной площади шириною в 130 и дли
ною в 150 метров. Набережную намечено было решить в виде террас. При таком решении с набережной будет открываться пер
спектива не только на Москва-реку, но и на расположенный на противоположном берегу парк культуры и отдыха. Застройка рас
полагается на высоком берегу. Парк культуры и отдыха будет хорошо виден.
Расположенные на оси этой площади дома задуманы как архитектурный центр всего Можайского шоссе. После реконструкции
средняя ширина шоссе будет достигать 60 метров.
Проекты застройки первого со стороны Москвы квартала разработаны З. М. Розенфельдом и А. К. Буровым. Квартал этот на
меренно трактуется в спокойных формах: центральное положение занимает второй квартал, застраиваемый по проекту Г. И. Луцкого, С. Н. Кожина и Г. П. Гольца.
З. М. Розенфельдом разработаны проекты двух зданий. Оба корпуса неравновелики. Несимметричность вызвана желанием подчер
кнуть и выделить композиционное значение второго квартала; примыкающий к нему дом является более протяженным.
Оба дома, запроектированные З. М. Розенфельдом, сознательно решены в сдержан
ных и ненасыщенных декоративными дета
лями формах. Спокойное решение также
должно способствовать выделению более богатой архитектуры смежного квартала.
Лучше удался З. М. Розенфельду дом, расположенный на участке № 1—3; в значитель
ной мере это объясняется тем, что здание имеет меньшую протяженность (90 метров
длины при высоте в 30 метров). Членение здания по вертикали дает хорошие соотношения крупным плоскостям фасада. Обра
ботка окон у балконов наличниками удачно устраняет однообразие ряда оконных проемов семиэтажного здания. Оправдано выде
Можайскоѳ шоссе. План застройки