ление осей лестничных клеток подчеркнутыми входами и окнами, перебивающими об
щие поэтажные линии оконных проемов. В какой-то мере оправдана и восьмигранная
форма окон, завершающих оси лестничных клеток. Удачно решены магазины с крупны
ми витражами. Хорошо развита венчающая часть здания, карниз с выносом на кронштейнах.
Иное впечатление оставляет, к сожалению, другой дом, запроектированный 3. М. Розенфельдом. В архитектуре его противоречиво сочетаются приемы классической ар
хитектуры и стиля модерн. При высоте в 30 метров здание тянется по горизонтали на 138 метров. Если учесть при этом однообразный ряд оконных проемов, задачу, сто
явшую перед архитектором, нужно будет признать нелегкой. Архитектор дает по центральной оси десятиметровую арку, разбивает здание тягой по вертикали, вводит эркера. Однако все это лишь частично улучшило архитектуру огромной плоскости фасада.
Эркера, идущие по всем семи этажам, улучшают инсоляцию помещений, но мало вы
разительны в архитектурном отношении. Горизонтальные членения перебиты эркерами недостаточно четко. Невыразительно ре
шена часть входов. Маленькие балкончики мало уместны и не соразмерны с большими масштабами здания.
В совершенно иной манере решен примыкающий к этому дому жилой дом, запро
ектированный А. К. Буровым. Пропорции этого здания более благодарны (28 м высота, 80 м длина). Композиция фасада А. К. Бурова строится в целом на классической основе. В то же время фасад задуман смело, остро и в значительной мере парадок
сально. Оригинальная раскраска фасада
слишком резка. Зеленые майоликовые на
личники, обрамляющие окна магазинов, из
лишне массивны и пестры. Такое решение никак не увязано ни с проектом дома, сделанным З. М. Розенфельдом, ни с проекта
ми застройки смежного квартала, сделанными Г. И. Луцким, С. Н. Кожиным и Г. П. Гольцем.
Хороши в проекте пропорции оконных проемов, их группировка на плоскости фасада. Нарастание размеров балконов от второго к шестому этажу довольно выразительно членит повторяющиеся оконные прое
мы. Хорошо сочетается рисунок оконных проемов с проемами французских балконов. Окна магазинов даны недостаточно крупно, но хорошо сочетаются с масштабами проемов верхних этажей. Выразительна венчающая часть здания в виде карниза и декоративного фриза по стене фасада.
Все три проекта в большей или меньшей мере отвечают требованиям, предъявляемым к архитектуре жилого дома, но, к сожалению, не составляют единого ансамбля квартала и, естественно, большего комплекса, охватывающего два смежных квартала.
Квартал, запроектированный Г. И. Луцким, С. Н. Кожиным, Г. П. Гольцем, тянется по фронту магистрали на 480 метров. Квартал ограничен с двух сторон проездами и заду
ман как центр всей городской части шоссе. Все три здания квартала имеют почти одинаковую кубатуру, но центральный объем решен доминирующим над другими.
Семиэтажный жилой дом (автор — С. Н. Кожин), имеющий в высоту около 31 метра и в длину 150 метров, стоит на оси пло
щади. Композицией этого дома архитектор стремился как можно сильнее подчеркнуть центральную ось. По собственному выражению С. Н. Кожина, он хотел «создать зрительную остановку» перед точкой, где прохожий поворачивает к парку культуры и отдыха.
Этой цели С. Н. Кожин достигает посредством ряда приемов. Прежде всего объем здания выделен как центральный: примыка
ющие к нему здания, запроектированные Г. И. Луцким и Г. П. Гольцем, имеют по пяти этажей, центральное здание —семь этажей. В генплане предусмотрен некоторый отступ центрального здания от красной линии. На
конец, центральное здание имеет выступ по всей основной части фасада.
Основное пятно композиции, подчеркивающее центральную ось,—высокий портик с низким фронтоном. Портик глубиной в один
Проект дома на участке № 1-3. Фасад. Арх. З. М. Розенфѳльд
Проект дома на участке № 5-11. Фасад. Арх. З. М. Розенфельд