Участие «аснова» в жилищном строительстве МОССОВЕТА

Типовой план жилой ячейки, разработанный Рабочим Бюро Жилищно-Строительного Коми
тета при Моссовете, постоянно перерабатывается и изменяется в сторону его усовершенствования. Что же касается «архитектуры» жилищ, то до сих пор еще не определены обобщающие принципы архитектурного оформления как отдель
ных фасадов жилых корпусов, так и общей их распланировки на предназначенном участке.
Большой и сложный вопрос оформления современного жилища не может быть решен узко
ведомственной группой специалистов. Здесь нужно использовать «коллективный опыт», привлекая к участию в разрешении вопроса различные архитектурные группировки и объединения.
Учитывая это, Жилищно-Строительный Комитет Моссовета предложил «Ассоциации Новых Архитекторов» («АСНОВА»), в порядке закрытого конкурса между членами ассоциации, составить проект застройки жилыми домами участка, расположенного у пересечения Серпухов
ского Камер-Коллежского вала и Шаболовки. По середине этого участка проходит про
езд, который делит участок на 2 равные части. Застройку предположено производить в несколько очередей, при чем площадь всей застройки не должна превосходить 30% от общей.
Группа проектирующих поместила в границах данного участка 25 жилых корпусов в 5, а местами в 6 этажей. В основу планировки были положены типовые ячейки, разработанные Жилищно-Строительным Комитетом Моссовета на 1927 год.
Приступая к работе, конкуренты выработали основные архитектурные принципы, уточ
КОЛЛЕКТИВ «АСНОВА
Перспективный вид застройки жилыми домами участка у пересечения Серпуховского вала и Шаболовки
ценные и развитые в процессе дальнейшей работы.
В окончательном виде эти требования сводились к объединению общего развернутого фронта строений, обращенных к наружным, проезжим улицам, в ритмически-завершенную группу с открытыми перспективами в глубь участка. Размещение домов внутри участка выделяет специальные дворики-сады перед каждым корпусом, при чем жилые корпуса размещены с та
ким расчетом, чтобы эти садики были возможно изолированы от главных проездов, а последние имели разнообразные, последовательно развертывающиеся, зрительно-законченные перспективы.
Служебные и хозяйственные дворики примыкают к торцовым стенам зданий, не имеющим окон, и связаны кратчайшими путями с главным проездом.
Диагональное расположение проездов, соединение под углом внутренних блоков, с непо
средственным выходом на зеленые площадки, подчеркнуто-горизонтальное членение фасадов наружных блоков, объединяющее всю группу зданий вдоль улицы в архитектурно-закончен
ный комплекс — вот те основные приемы, при помощи которых были разрешены поставленные задачи.
По бокам въезда на продольную дорогу, пересекающую весь участок, запроектированы два дома-коммуны, превосходящие по высоте окружающие сооружения и своим массивным силуэтом обозначающие главное место въезда — выезда на застраиваемый участок.
Наружные стены домов частично оштукатурены, кое-где введена окраска. Мотивы архитектурной обработки северных и южных
фасадов несколько отличны друг от друга, что облегчает ориентировку на участке между корпусами.
Четкость, с которой были проведены принципы архитектурного оформления, самый характер поставленных задач, позволяют нам квалифицировать рассматриваемую ра
боту, как опыт последовательного применения положений новой архитектуры в текущем жилищном строительстве.
К осуществлению проекта приступлено в истекшем строительном сезоне.
Несколько слов следует сказать о методах проведения этого кон
курса среди членов «АСНОВА», так как вопрос организации конкурсного дела приобретает сейчас большую остроту.
Растущее строительство охваты
вает все большие группы имеющихся