Капитальное строительство московской промышленности
(В исполнении госконторы «Строитель»)
За время мировой и гражданской войны наше фабрично-заводское хозяйство настолько пришло в упадок, что потребовались огромные усилия для восстановления производственных зданий.
В первые годы (1924 и 1925), главным образом, производился ремонт существующих строений, переустройство фабричных корпусов с небольшими, сравнительно, сооружениями новых построек и только в 1926 — 27 г. началось, в крупных размерах, восстановление зданий и коренное переустройство фабричных и жилых корпусов, со сменой перекрытий — на огнестойкие.
Мощное развитие промышленности потребовало надстройки ряда фабричных корпусов и сооружения новых, а с 1927—28 года в про
грамме капитальных работ стоит постройка ряда новых крупнейших фабрик и заводов, стоимость которых определяется по контроль
ным цифрам в 24.000.000 рублей, при общей сумме капитальных затрат промышленности МСНХ на 1927—28 г. в 63.273.000 рублей.
Осуществление капитального строительства проводилось в первое время без твердого, определенного плана и выполнялось или хозяйственным способом, путем организации строи
тельных контор или ячеек при трестах, или через строительные организации, как государствен
ные, так и частные, со сдачей работ с торгов.
С увеличением строительства, укреплением и ростом отдельных здоровых организаций, наметилась и твердая линия по проведению строительных работ в плановом порядке.
ПРОЕКТ ГОСКОНТОРЫ «СТРОИТЕЛЬ
Перспектива строящегося клуба Металлистов в Дангауэровской слободке
С января 1926 года МСНХ была организована государственная строительная контора «Строитель», которая, развивая постепенно свою
деятельность, в настоящее время обслуживает все строительство МСНХ, за исключением от
дельных трестов, как-то: «Жиркость» и «Моссиликат», имеющих пока свои строительные сек
ции, и некоторых работ, выполняемых другими организациями.
Ряд работ, проведенных «Строителем», показывают масштаб, характер строительства и темп его выполнения конторой.
Завод «Пресс», погибший от пожара в июле 1927 года, представлял из себя груду развалин.
Перспектива прекратить производство и оставить за бортом 1.500 рабочих поставила вопрос о необходимости его немедленного восстановления.
Существовавший завод не удовлетворял требованиям производства и при восстановлении был заново перепланирован, с учетом использования части старых стен, и увеличен новой при
стройкой для печатного цеха. Восстановленное здание — кирпичное с железобетонными перекрытиями, общей площадью пола 7.700 кв. метр.
Стоимость постройки, без оборудования, около 700.000 руб.
При производстве работ были чрезвычайные затруднения, так как под зданием оказались остатки прежних сооружений, в виде тоннелей, колодцев, переходов, массивов фундаментов стен, печей и т. п.
Самый грунт оказался различной плотно
сти, крайне разжиженный в отдельных местах,