жилую площадь выселяемым из старых домов. Поэтому вопрос о выборе участков застройки с каждым годом все более и более усложняется.
Практика жилищного строительства разрешает этот вопрос в двух направлениях: в отводе
больших кварталов на окраинах с затратой значительных средств на благоустройство участ
ков и частично путем сноса существующих строений.
Вполне рационально и планомерно разрешить вопрос об отводе земельных участков можно будет лишь после инвентаризации всех домовладений. Необходимо, чтобы МКХ эту работу в ближайшем будущем провело.
Вопросам планировки и конструкций строений было уделено много внимания. В начале нового жилищного строительства, в 1924 г., широко применялось строительство деревянных рубленых и каркасных 2-этажных домов. Но уже с 1925 г. Московский Совет решительно перешел на строительство многоэтажных каменных домов, с расположением этих домов большими группами на одном участке.
В настоящее время по линии муниципального строительства постройка отдельных зданий ведется только в редких случаях. Строи
тельство сконцентрировано на 2 — 3 крупных участках в каждом районе. Застройка таких кварталов, как Дангауэровка, Донские Ого
роды, Извозные ул. и др., где запроектирована, постройка до 1 миллиона и больше куб. метров, осуществляется в течение целого ряда лет.
Планы квартир значительно изменились. Первые проекты новых домов имели ряд недочетов: скученность квартир на лестницах, от
сутствие сквозного проветривания, большой размер комнат, отсутствие ванн, звукопроводность перегородок и т. п. Эти недостатки к на
стоящему времени почти устранены. В сезоне 1928 г. в основном применялся тип 3-комнатных квартир, размером 40 — 45 кв. м., со сквозным проветриванием. Ваннами было оборудо
вано 60% квартир. В полуподвальном этажеустроены прачечные с сушилками. На двух крупных участках построены механические пра
чечные. В каждом районе построено несколькодетских садов и яслей. На крупных участках застройки оборудованы магазины, столовые, аптеки и т. д.
В предстоящем 1928 — 29 г. будут применены новые типы квартир — в одну и две комнаты.
Это даст возможность в значительной части разрешить вопрос о правильном заселении новых домов и предоставить разным семьям отдельные квартиры. Небольшие квартиры будут оборудованы общими душевыми и ванными, а трехи четырехкомнатные — каждая квартира в от
дельности. Строительство разных подсобных помещений, детских садов, яслей, магазинов, столовых и др. будет расширено, для какой цели будут привлечены специальные средства. Достигнутыми результатами не разрешены все
задачи в этом направлении, — необходимо еще улучшить отделку квартир, проработать и при
способить к потребностям рабочих семей вну
Частичное смягчение кризиса в основных стройматериалах возможно путем замены де
фицитных материалов другими и крайне экономного их расходования, но, во всяком случае, без расширения промышленности строитель
ных материалов изжить этого кризиса не
удастся, тем более, что в последующие годы нужно предвидеть дальнейшее увеличение объ
ема всего строительства, в том числе и жилищного.
Не менее сложным: вопросом в жилищном строительстве Москвы является обеспечение строительства земельными участками, имею
щими канализацию, водопровод, газ и т. д. В настоящий момент свободных благоустроенных участков почти нет. Если же отводить застроенные кварталы и при этом сносить существующие на них строения, хотя бы даже не
большие и ветхие, это значит уменьшить эффект от нового жилищного строительства в среднем, примерно, на 20%, так как нужно предоставлять
Примечание. Уменьшение размеров ассигнований на кооперативное строительство 1928/29 г. по сравнению с 1927/28 г. обгоняется общим уменьшением кредитов по линии Центр. Ком. Банка против намеченных контрольными цифрами. Кроме того, в 1928/29 г. фонды улучшения быта рабочих полностью показаны по линии строительства гос. и хозорганов, между тем как до сих пор часть фондов передавалась кооперации.
продукции строительных материалов. По ориентировочным подсчетам, в сезоне 1928 — 29 г.
для строительства Москвы и губернии мы будем иметь недостаток в строительных материалах в следующих размерах:
По кирпичу...................в размере 30%
-//- металлам... -//- 16% -//- пиломатериалам ...-//- 50% -//- извести....... -//- 20%