отвергнуто, как несоответствующее духу той новой культуры, провозвестником которой яви
лась Октябрьская революция.
Ясность, простота и точность геометрических построений дол
жны служить теми элементами выразительности, при посредстве которых современный архитектор призван выявить сущность идеи, заложенной в продукт его творчества.
Основной же идеей проектирования должно являться функциональное назначение проекти
руемого сооружения. И вот, чем с большей или меньшей убедительностью будет пере
дана эта идея, тем с большим или меньшим правом мы смо
жем сказать, что данный автор выполнил свое задание.
Заканчивая на этом нашу статью, нам хотелось бы ска
зать еще несколько слов о том «новом городе» завтрашнего дня, который должны представлять собою уже намеченные для застройки и перепланировки отдельные районы Москвы.
Этот «новый город» одним внешним видом своих строений должен живо говорить и указы
вать нам на ту цель, которую обслуживает то или иное строение. На фоне домов, предназна
ченных для жилья, должны четко выступать здания Совета, больниц, общественных столо
вых и т. д. Оживленный зеленью бульваров, проспектов, площа
дей и т. п., этот «новый город» не будет создавать уже того моно
тонного, скучного однообразия стандарта, которым был проникнут первый период муниципального строительства Мос
квы. Наконец, и сами жилища,
в зависимости от того, для кого они предназначены, должны быть приспособлены к бытовым особенностям и индивидуаль
ным запросам тех отдельных групп населения, которые они призваны обслуживать.
А. МЕШКОВ.
Дока на Усачевке. Западный фасад
К этому периоду относится изменение и самих организационных методов строительства; усиливается непосредственное индивидуальное влияние автора-архитектора, который становится уже не только простым проектировщиком, но и вовлекается в осуществление созданного им проекта во всем про
цессе дальнейшей его реализации. Однако, эта реорганизация, к сожалению, еще не получила полного своего завершения, между тем, только таким путем может быть достигнуто не только повышение личной ответственности архитектора-автора проекта, но и создается положение, при котором все дальнейшее корректирование проекта, оставаясь в руках автора, дает воз
можность обеспечить сохранение творческой идеи, заложенной последним при создании своего проекта. Этот метод противопоставляется существовавшей до сего времени специализации, про
водившей разделение функций проектирования, разработки и реализации между рядом лиц, разобщенных и неувязанных между собою.
Помимо указанного организационного улучшения в области условий развития и реализации архитектурной мысли, необходимо отметить, что этому способствовало также и некоторое расширение финансовых возможностей — этой необходимой пред
посылки к развитию творческой инициативы авторов. Однако, говорить о просторе в этом отношении, конечно, далеко еще
преждевременно, так как подчинение вольной мысли стандарту продолжает еще занимать прочное место. Наше муниципальное строительство в части выявления своих художественных форм, принуждено будет еще на продолжительный период задержи
вать свой естественный рост, останавливаясь перед финансовыми трудностями.
С другой стороны, необходимо признать и то, что в переживаемую нами эпоху рационализма всякое проявление эстетизма, ради самого эстетизма, должно быть решительно