К

Б

О

Р

Ь

Б

Е

З

А

Перспективы стандартизации мебели
Вопрос о стандартизации мебели был поднят нами всего лишь несколько месяцев тому назад, когда в НТУ была образована комиссия по стандартизации мебели.
Работа этой комиссии, естественно, должна представить соответствующий интерес для Московского района, где жилстроительство исключительно сильно развивается и где потребность в культурном жилье интенсивно повышается.
Пятилетний план работы Стандартной комиссии по мебели предусматривает создание стандартов оборудо
вания для индивидуального и коллективного жилища: кухни, трудовой комнаты, столовой, спальни, детской, ванной, парадно-раздевальни мебели для одиночной
жилой комнаты; стандартной мебели для общественных зданий; театральной и кино-клубной мебели; мебели для больниц, школ, домов отдыха и проч.
Из производственной мебели намечается стандартизировать мебель для цехов, фабрично-заводских контор и другие виды специальных предметов мебели.
Этим, конечно, далеко не исчерпываются вce те виды мебели, которые подлежат стандартизации, однако, расширение нашей программы на первое пяти
летие более намеченного было бы рискованным, так как мы неизбежно должны уже сейчас предвидеть целый ряд внеплановых заданий.
Работа по созданию стандартов для мебели, как имеющая специфические особенности эстетического характера, представляет большие трудности.
Наибольшие затруднения заключаются в сочетании требований эстетики и физиологии с производством и утилитарными требованиями.
Способ и методология разработки стандартов мебели намечены следующие:
а) вначале устанавливается перечень объектов, входящих в тот или иной состав гарнитуры, и разрабатывается задание для составления стандарта, т.-е. выявляются те требования, коим должны удовлетворять объекта, для которых намечено составление стандартов;
б) затем; составляется архитектурно-художествен
ный план гарнитуры, в состав которой входят изделия мебели, подлежащие стандартизации;
в) одновременно разрабатываются размеры отдельных предметов и деталей мебели, обоснованных с физиологической и конструктивной стороны, а также увя
занные с размерами помещений, для оборудования которых предназначены данные предметы;
г) производится увязка художественно-эстетических моментов с конструктивной стороной, в результате чего создается нормаль;
д) устанавливается вид материала и его качество; е) выявляется внешнее оформление стандарта; ж) изготовляется модель;
з) выявляются технико-экономические обоснования и составляется калькуляция с установлением полной себестоимости намеченного стандартизованного предмета;
и) устанавливается стандарт с изготовлением окончательных чертежей и составлением описания.
В процессе разработки стандартов намечено привлечение научно-исследовательских институтов, использование лабораторий на производстве и высших учеб
ных заведений, связь с иностранными организациями, разрабатывающими стандарты, привлечение иностранных специалистов и проч.
В число работ Стандартной комиссии по мебели, кроме перечисленных в плане, входят еще:
а) создание стандартов сопряжений отдельных деталей и элементов мебели, которые могли бы быть при
меняемы в различных стандартизованных изделиях мебели;
б) периодическая проверка и пересмотр утвержденных стандартов и, в случае надобности, корректиро
вание их в соответствии с выявившимися результатами их на практике и при их производстве;
в) разработка мер по внедрению стандарта в широкий обиход и разработка метода пропаганды по обращению с новыми стандартизированными предметами;
г) наблюдение и контроль за проведением утвержденных стандартов в производстве и торговле;
д) изучение технико-экономических показателей эффективности стандартов.
Научно - исследовательские работы должны слагаться из:
а) изучения и исследования бытовых условий в смысле создания типов мебели, соответствующей быту, и изучения физиологической стороны;
б) изучения производственных процессов при изготовлении мебели в целях рационализации таковых, создания типов оборудования и т. д.;
в) изучения материалов и сырья, идущих для изготовления мебели.
Первая группа вопросов является в СССР еще совершенно новой отраслью и изучение их требует специального института при Научно-техническом управлении ВСНХ СССР. При этом, поскольку вопросы мебели тесно связаны с общими бытовыми условиями, не
обходимо, чтобы для указанных целей был бы создан научно-исследовательский институт быта при НТУ, в круг работ которого должна войти разработка стандартов мебели.
Остальные группы вопросов должны быть переданы соответствующим научно-исследовательским институтам.
Из числа работ, подлежащих исполнению, необходимо, прежде всего, изучение главнейших лесоматериа
лов и исследование технологических свойств их; далее, должны быть поставлены работы по изучению техно
логической обработки материалов, наиболее широко применяемых в мебельном производстве.
Не менее серьезным в мебельной промышленности является вопрос склеивания древесины, в целях сокра
щения времени процесса схватывания клеем и большей прочности склеенных швов.
Работы эти, на ряду с полировкой и эмалировкой, должны быть поставлены в очередь для НТИ древесины с тем, чтобы был стандартизирован ряд процессов в производстве мебели и совместно с проектировочными организациями были бы разработаны стандартные сооружения, являющиеся специфическими для мебельной промышленности, а также наиболее типичное оборудование.
Работа Стандартной комиссии по мебели находится во многих случаях в зависимости от других стандартных комиссий. Установление окончательного стандарта мебели не может быть произведено, если не будут стандартизированы некоторые виды сырья или полуфабрикатов, как, например, столярные доски, фанера и фанерные сиденья и проч.
В комиссии по стандартизации металлических изделий должны быть стандартизированы пружины, сетки для кроватей, отдельные железные части и детали, замки и замочные скважины, аллюминиевые ящики, ручки и т. п.
В числе первоочередных задач должны быть также поставлены: установление стандарта для оборудования кухни: различные шкафы, термосы и проч.
Кроме сказанного, работа Стандартной комиссии по мебели должна быть увязана со строительными организациями, дабы мебель, намечаемая для обо
рудования новых жилищ, находилась бы в соответствии с последними.
В заключение следует отметить, что в работу Стандартной комиссии по мебели должны быть втянуты на
ши производственники. Обсуждение же предложений комиссии должно проходить при участии наиболее ши
роких слоев трудового населения. Такова общая наметка и план нашей работы на первое пятилетие, в осуществлении которого, несомненно, заинтересовано и все московское строительство.
КОЖИН.
Д
Е

Ш

Е
В
У

Ю

Р
А
Ц
И
О
Н
А
Л
Ь
Н
У
Ю
С
Т
А
Н
Д
А
Р
Т
Н
У
Ю

М

Е

Б

Е

Л

Ь

ПР

И

ВЛ

ЕЧ

Ь

Ш

И

Р

О

К

И

Е

М

А

С

С

Ы

Р
А
Б

О

Ч

И

Х