В условиях СССР планетарий, естественно, должен явиться местом популяризации эво
люционной теории. Соединение выставки неорганической эволюции, которая будет расположена в музее при планетарии, с эволюционным рядом, проектируемым Зоопар
ком в непосредственной близости от планетария, является исключительно удачным ре
шением этой задачи. Поэтому пришлось остановиться на участке, который, разрешая методические и эксплоатационные вопросы, ставил своей формой (продолговатой и сужи
вающейся к улице) трудную задачу для архитектурного решения. Эта форма участка заставила поставить основную, наиболее широкую часть здания — круглый зал плане
тария в глубине участка, с доступом к
нему с улицы по проходу, ограниченному с одной стороны линией соседних одноэтаж
ных брандмауэров, которые предполагается обработать трельяжами с вьющимися расте
ниями, а с другой — садом Зоопарка. Таким
образом, создавались мало выигрышные условия для эксплоатации этого учрежде
ния: во-первых, несколько удаленное от
улицы здание, в сравнении с находящимся перед ним длинным двором, казалось бы незначительным, несмотря на его размеры,
и, во-вторых, вид здания, находящегося в конце такого двора, создаст однообразное, монотонное впечатление у приближающегося к зданию.
Для устранения этих недостатков участка здание скомпановано следующим образом: основная часть здания — зал планетария, перекрытый куполом—помещена в самой глубине участка, где он несколько рас
ширяется; все подсобные помещения, а именно: музей, библиотека, малая аудито
рия, канцелярия и пр., в виде 2-этажного
корпуса, вытянуты вдоль сада Зоопарка и примерно в середине участка загибаются под прямым углом, образуя, таким образом, небольшой замкнутый дворик перед главным входом. Открытый проход под поперечным корпусом соединяет этот дворик с передним.
Этот прием позволяет значительно приблизить к улице передний фасад здания, обработанный подвижной электрической ре
кламой, и усилить впечатление от главной, купольной части здания при выходе из-под поперечного корпуса на внутренний дворик, который своей величиной подчеркивает мас
штаб сооружения. Кроме того, несколько длинный путь от улицы до главного входа,
разбитый на 2 различные части, делается менее скучным.
Здание музея имеет открытую галлерею, предназначенную для уширения внутреннего дворика, и служащую кроме того, во время
дождя местом сбора и ожидания экскурсий, организаций и т. п.
В 1-м этаже круглой части находятся главный вход, вестибюль, гардероб, фойе и добавочная аудитория на 180 чел., а в продоль
8. Зал планетария
9. Комната для хранения 10, Комната для лектора
11. Астрономический музей
ПЛАН 1-го ЭТАЖА
1. Вестибюль. 2. Гардероб. 3. Фойе.
4. Аудитория на 180 чел. 5. Курительная
6. Аудитория на 70 чел. 7. Библиотека
ПЛАН УЧАСТКА