МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

Несмотря на удивительно быстрое восстановление и развитие наших средств сообщения, несмотря на то, что число перевозимых пассажиров теперь превысило вдвое довоенные нормы, кризис массового пассажирского транспорта у всех перед глазами и с каждым годом становится все острее. Население Москвы стремительно растет, быстро ра
стет также подвижность ее обитате
лей, естественно поэтому еще быстрее, еще стремительнее должно повышаться и общее число перевозимых пассажиров в Москве (оно представляет собою про
изведение первых двух цифр). Это повышение достигло теперь более 12% в год, без малейшей тенденции к пони
жению, что чрезвычайно велико по сравнению с заграницей (в Лондоне — 4,2%, в Париже — 4,8%, в Берлине —
3%, в Нью-Йорке — 4,2%, в Чикаго— 5,4%). Параллельно с этим ростом при
нимаются все меры для дальнейшего развития трамвайного и автобусного движения, но кризиса эти меры разре
шить не могут. Для пропускной спо
собности трамваев и автобусовесть свой предел, дальше которого увеличение подвижного состава уже не приносит пользы, а, наоборот, вредит, и на глав
ных перегруженных артериях мы в Москве уже подошли вплотную к этому пределу. Только быстроходный внеуличный метрополитен разрешит оконча
тельно транспортный кризис в Москве. Урбанисты доказывают, что современный город, развившийся до миллион
ного населения, для дальнейшего сво
его безболезненного роста должен иметь метрополитен. Некоторые даже понижают эту норму до 600.000 человек (проф. Жуайан), и действительно мно
гие города с населением меньше миллиона уже имеют у себя метрополитен, например: Ливерпуль и Барселона (в Европе), Бостон и Вашингтон (в Аме
рике), Мельбурн (в Австралии) и многие другие. Москва в этом отношении опоздала на много десятилетий.
Наиболее перегруженными артериями, где метрополитен должен строиться в первую очередь, являются: 1) Мясниц
кая линия — от центра к Каланчевской
площади, 2) Тверская линия — от центра к Тверской заставе и 3) Арбатская ли
ния — от центра к Смоленскому рынку, как это показано сплошной жирной чертой на плане. За этими линиями в соответствии с наибольшими наблюдае
мыми людскими потоками намечаются метрополитенные линии второй оче
реди, обозначенные на плане жирным черточным пунктиром. С постройкой всех этих линий Москва, при непремен
ном условии неуклонного развития трамвайного и автобусного движении, будет на некоторое время достаточно полно обеспечена средствами сообщения. Но намеченная сеть метрополи
тена, вообще говоря, слишком слаба для большого города, жизнь несомненно потребует дальнейшего ее развития, и было бы неправильно не учитывать теперь же, при составлении проекта первых линий, возможного в будущем бо
План Москвы с нанесением линий метрополитена☛
Проект павильона станции метрополитена на площади Свердлова