[*)] В Лондоне, где первые линии метрополитена прокладывались неглубоко под землей и где располо
жение сети разных подземных сооружений напоминало тогда картину московского подземного хаоса, пере
устройство этих подземных сооружений, обошлось дороже самого метрополитена.
Туннель типа «И»
Туннель типа «Г»
ТИПЫ ТУННЕЛЕЙ☛ Туннель типа «Б»
большие дополнительные расходы [*)]. При прокладке же сводчатых туннелей обычным туннельным способом их можно закладывать на произвольной глубине и во всяком случае ниже всех трубопроводов подземной городской сети, не нарушая таким образом работы этих сооружений, не говоря уже о том, что при этом совер
шенно не прерывается движение по улицам, где про
кладывается метрополитен. Большим преимуществом туннельного способа работ является еще возможность работать вне глубины промерзаемости, т.-е. круглый год без сезонных перерывов, не боясь из-за каких нибудь перебоев в работе нарушить весь план работ. Другое преимущество сводчатых туннелей при настоя
щих условиях заключается в том, что все материалы для них, как бутовый камень, песок, гравий, найдутся под самой Москвой и добыча их даст заработок местному населению; что же касается железа, которое играет большую роль в стоимости плоского туннеля и в кото
ром так нуждается наша Республика, то его почти не потребуется. Наконец, решающим фактором в выборе
типа сооружения является его стоимость. В этом отношении преимущество остается также за сводчатым туннелем. В Париже при одинаковых грунтовых усло
виях сводчатые туннели обходятся вдвое дешевле плоских. Для Москвы, по предварительным сметам, с учетом неприспособленности наших рабочих к городским туннельным работам, стоимость сводчатых тун
нелей при работе в нормальных грунтах исчислена процентов на 50 ниже стоимости плоских туннелей.
Остается решить вопрос, насколько осуществима прокладка туннелей при геологических особенностях Москвы. Прогноз, который можно сделать из резуль
татов разведочного бурения по первым трем линиям метрополитена, не всегда благоприятен для туннельных работ. Грунт, в котором должен пройти наш метро
политэн, состоит преимущественно из песчаных и песчано-глинистых отложений различных геологиче
ских эпох и формаций (аллювиальных, делювиальных, флювио-гляциальных предледникового и послеледни
кового периода). В эту толщу песков и суглинков обычно вклинивается слой моренной (ледниковой)
глины, разделяющий предледниковые флювио-гляциальные отложения от послеледниковых, который в некото
ром случае может служить хорошим основанием. Но указанные мощные песчаные отложения при их водо
проницаемости естественно образуют почти всюду более или менее значительные запасы грунтовых вод, собирающихся с поверхности территории города Мо
сквы. Наличие грунтовых вод, несомненно, сильно осложнит работы по сооружению метрополитена, каков бы ни был принятый тип туннеля и способ работ. За