Типы туннелей для разных давлений земли, условий водоносности и пород грунтов показаны на рисунках. Материалом для большинства типов будет служить бутовая кладка на цементном растворе.
Что касается способа производства работ, то туннели с плоским перекрытием, некоторые станции и часть сводчатых туннелей будут разрабатываться в открытых котлованах, но в большей своей части первые линии будут прокладываться туннельным способом на крепях. Для работ линия метрополитена раз
бивается на участки, обслуживаемые каждый особой шахтой. Из этих шахт, которые служат для подъема земли и доставки необходимых материалов, сначала ведется на крепях разработка направляющей штольни в верхней части туннеля. Когда штольня пробита на протяжении нескольких десятков метров, начинают сразу в нескольких местах небольшими частями бо
ковую разработку туннеля, тоже на креплениях и по окончании ее немедленно ставят кружала и присту
пают к каменной кладке свода, опирая его пятами временно на землю. Штольня тем временем все проби
вается вперед, за ней ведется боковая разработка,
возводится каменная кладка и в конце концов весь участок окажется законченным в верхней своей части (выше пят свода). Дальнейшая разработка, так называемой «штроссы», ведется уже без крепления под защитой готового свода и по существу она не отли
чается от обыкновенных земляных работ, при этом сначала разрабатывается центральное ядро штроссы, после чего приступают к разработке земли под пя
тами свода и подводке под него стенок. Эту работу ведут с соблюдением известных мер предосторожности и небольшими участками. Описанный способ работ, называемый бельгийским, наиболее обеспечивает грунт от осадок, что имеет особое значение при работе под городскими улицами. В грунтах более слабых, при
наличии обильных грунтовых вод или при проходе под зданиями, этот способ подвергается многочисленным изменениям в зависимости от разных конкретных случаев. По окончании вчерне обделки туннеля, за нее наг
План станции метрополитена на площади Свердлова
[*)] Автору лично пришлось не только изучать за границей дело метрополитенного строительства, но и работать в качестве представителя контрагента в тече
ние многих лет на очень ответственных и трудных участках парижского метрополитена.
труднения этим, однако, не кончаются. Песчаные и суглинистые образования местами имеют прослойки, отли
чающиеся большой тонкозернистостью, которые при насыщении их водой принимают определенно плывун
ный характер. Прокладка туннеля в таких грунтах представит нелегкую задачу для будущих строителей метрополитена. Но техника туннельного дела знает много примеров работ в таких грунтах и умеет преодо
левать подобные затруднения. Особенно интересен в этом отношении богатый опыт парижских туннельных работ, так как грунты там представляют удиви
тельную аналогию с московскими. Те же пески и суглинки, местами очень тонкозернистые и переходя
щие в плывуны (sables mouvants) и ил (vase). Работы там велись почти исключительно туннельным способом и парижские инженеры, несмотря на ряд неудач, блестяще справились с возложенной на них задачей, проложив для метрополитена более 100 клм. туннелей. Разработанные и испытанные ими методы, могут быть перенесены и к нам, тем более, что в общем они не составят секрета и для строителей метрополитена в Москве [*)].
Но если задача прокладки сводчатого туннеля в любых грунтах может быть почти всюду решена, то выгоды применения этого типа в плывунах сильно понижаются и положение меняется в пользу типа с плоским перекрытием, несмотря на все дополнитель
ные работы и неудобства, связанные с его применением. Поэтому-то и в Москве при встрече с такими грунтами приходится переходить иногда на тип с плоским пере
крытием, как, например, при пересечении первой линии метрополитена с р. Неглинкой (на Театральном проезде) или с р. Чечерой (на Краснопрудной улице).