К. УХАНОВ
В области строительства, в смысле качественных показателей, у нас дело обстоит особенно плохо. Здесь перед нами стоит ряд серьезнейших задач по решительному ка
чественному улучшению этой отрасли и, прежде всего, задача индустриализации ее, превращения строительства в подлинную отрасль промышленного производства. Конкретно это значит: широко стандартизировать строительство, механизировать его, рационализировать строительные процессы, в несколько раз по сравнению с тепе
решним положением улучшить дело проектирования. Все эти задачи такого рода, что они приводят к полкой реконструкции строительства.
Сейчас у нас в строительстве, в сущности, господствует полная азиатчина, крайне низкая техника, чрез
вычайно низкий уровень производительности труда. В условиях развернутого огромного строительства, с этой азиатчиной, с кустарными методами в строительных ра
ботах мириться нельзя. Отсюда задача—провести такую систему мер, которая превратила бы строительство в от
расль промышленности, ввела бы в нем промышленные методы производства, чтобы строительный процесс не сводился бы только к бригаде строительных рабочих и куче кирпичей и мусора, а чтобы это была действительно строительная промышленность, по возможности, работающая круглый год. Вот как надо дело поставить.
Нельзя ссылаться на то, что мы, де, не виноваты, что у нас такое короткое пето—4—5 месяцев—и в этот короткий срок приходится вести строительные работы. Нет, мы не должны пассивно приспособлять к этим усло
виям строительные работы, а активно изменять характер организации строительства с тем, чтобы превратить его в отрасль промышленности, функционирующую в тече
ние целого года. Что это не просто наша фантазия, имеется целый ряд примеров, подтверждающих реаль
ность этой задачи. В Америке, например, дома делаются на заводах в виде отдельных частей, а потом части привозятся на соответствующее место и в течение несколь
ких недель выстраивается большой дом. В Америке есть специальные фабрики, которые в массовом количестве вырабатывают необходимые для строительства мате
риалы—рамы, двери, перегородки,—одним словом, все, что требуется для жилого дома.
Конечно, и мы должны основные процессы строительных работ перенести непосредственно на завод с тем,
чтобы в возможно большей степени свести постройку домов и зданий к сбору готовых частей. Это технически абсолютно возможно.
С другой стороны, мы должны стремиться к тому, чтобы строительство было у нас не такое длительное, затяжное, чтобы сроки строительства решительно и значительно сократить. Если мы начнем что-нибудь
строить, то строим, строим без конца. А нужно сделать так: начал—кончил. А у нас этого-то и нет. Начал, а когда будет закончено—неизвестно. Сначала кирпичи привезут, сложили стены—дверей нет. Дверь нашли— другого чего-нибудь нет. И вследствие этого строительство продолжается чрезвычайно долго, а вложенные в постройку средства лежат неиспользованными. Надо обязательно добиться того, чтобы задачу сокращения сроков строительства практически осуществить.
Решающую роль в деле строительства за пятилетие должно иметь также и снижение стоимости. Мы считаем, что те проектировки, которые намечаются директивами
по линии снижения себестоимости в строительстве, должны быть выполнены, как совершенно обязательный
минимум. Объем строительства за пятилетие определяется, примерно, в 3 1/2 миллиарда рублей. Если мы не добьемся полного снижения стоимости строительства в запроекти
рованных размерах, то это значит, что мы не выполним намеченной по пятилетке программы капитального строи
тельства, так как физический объем строительства при тех же размерах, что записаны в плане, будет при этом условии уменьшен. Если строить за полтора рубля то, что должно стоить рубль, то, конечно, или мы не уложимся в намеченную сумму, или сократим строительство. Темпы
снижения стоимости строительства мы наметили такие: по торговому и промышленному строительству снизить не менее, чем на 50%, по жилищному строительству не меньше, чем на 43%. Эти размеры снижения являются совершенно обязательными и минимальными.
Необходимо обратить внимание на производительность труда строительных рабочих. Она чрезвычайно низка. Надо здесь принять радикальные меры. Надо тщательно изучить технику работы в строительстве и действительно рационализировать ее, чтобы производительность труда значительно поднять.
Из доклада на объединённом пленуме МК и МИН ВКП (б) о директивах к пятилетнему плану Московской области — 15 августа 1929 года
Мы справимся, если несколько подтянемся, если сумеем использовать технический опыт мира, если сумеем оторваться от пуповины того кустарного строительства, которое было в прошлом, от рассыпного фронта, который был в промышленности стройматериалов. Необходимо пустить в ход новые кадры техников, новые кадры рабочих, предстоит громадное увеличение армии строительных рабочих, и они должны быть нами так переквалифицированы, что уже не будут представлять собой сплошь отходника-крестьянина, про

никнутого старыми кустарными методами, а пройдут через новую школу труда, получат новые технические навыки, пройдут школу ЦИТ, школу механико-конвейерной практики

на самом строительстве. м. Г. Кржижановский.

За полную РЕКОНСТРУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА