Два года без В. И. Ленина.

Как это было давно и вместе с тем, как недавно... Два года тому назад наш Союз, а с ним и пролетариат всего мира, пережил те шесть дней, которые не забываются: два года тому назад умер В. И. Ленин. И невольно вспоминаются слова Ф. Энгельса, ска
занные по поводу смерти К. Маркса в марте 1883 г.: „Чело
вечество стало беднее одной головой и са
мой замечательной го
ловой, которой оно в настоящее время обладает ...
Сопоставление этих двух смертей — В. И. Ленина и К.
Маркса — невольно сегодня приходит в голову. Да, в 1883 г. и в 1924 г. револю
ционный пролетариат потерял своих гениальных вождей. Ко
нечно, как заметил Энгельс, говоря о смерти К. Маркса „движение пролетари
ата продолжает развиваться своим чередом, но исчез центральный пункт, к которому в решительные минуты непроизвольно обращались французы, русские, американцы, немцы, чтобы получить

каждый раз ясный непротиворечивый совет, который мог дать только гений во всеоружии знания. Однако исторические эпохи, в которые

произошла потеря мировым пролетариатом этих своих вождей,
коренным образом различны. К. Маркс умер в период расцвета европейской ре
акции. наступившей после поражения Па
рижской Коммуны. Как теперь мы видим, К. Марксу объективно некому было передать продолжение то
го дела, за которое он боролся всю свою
жизнь. Первый Интернационал — де
тище К. Маркса, под ударами реакции фак
тически прекратил свое существование. Рабочее движение от
дельных стран с их национальными со

циалистическими пар

тиями вступило на путь практического оппортунизма, кото
рый вскоре нашел свое яркое выражение
в практике II Интернационала. У Маркса в тот момент, казалось, не было достойной смены, — не было крепкой, стальной пролетарской партии.
Владимир Ильич Ленин. Рис. Вышеславцева.