Новая карандашная фабрика.

Открытая недавно Мосполиграфом в Гамсоновском переулке, у Даниловской заставы, новая карандашная фабрика является первой в СССР фабрикой, оборудованной по последнему слову техники.
Фабрика по своей конструкции не уступает наиболее мощным и лучшим заграничным фаб
рикам. Расположенная в виде двух параллельно стоящих 3 этажных корпусов, связанных между собой переходом, новая фабрика разбивается на 6 основных отделений: графитное, пильное, карандашное, чистильное, отделочное и штемпелевочно-упаковочное.
Во всех этих цехах почти все производственные операции механизированы, благодаря чему открыта возможность, при сравнительно небольшом штате рабочих (600 — 700 чел.), вы
пускать около 120 млн. карандашей в год, что покрывает собой почти всю потребность СССР в черном карандаше. Все достижения новой фабрики выступают особенно ярко и выпукло при сопоставлении ее со старой карандашной фабрикой Мосполиграфа.
Обычно карандаш проходит сорок восемь производственных процессов, прежде чем попа
дает в руки потребителя. На старой фабрике весь цикл производственных процессов длится два месяца; на новой же на полное изготовле
ние карандаша требуется всего одна неделя. На старой фабрике графит и глина для пре
вращения их в массу идут на 24 жерновых мельницы, занимающие целых 2 этажа; на новой эти мельницы заменены несколькими шаровыми мельницами, неприметно приютив
шимися в одном уголке и дающими, вместе с тем, высокую производительность.
То же в области обжига и сушки графита и дерева, что в карандашном деле — все. На старой фабрике эта операция производится в комнате - сушилке в продолжение шести
дней, при 120-градусной температуре; на новой — сушилки заменены небольшого размера вакуумшкафами, куда вставляются графитные полосы, герметически закрываются и сушатся паром всего каких-нибудь четыре часа (вместо 6 дней на старых сушилках). Точно так же обстоит с сушилкой дерева, которая на новой фабрике продолжается 20 часов, вместо 720 час. на ста
рой. Вообще говоря, обжиг и сушка графита на новой фабрике поставлены идеально. При старых условиях обжиг графита всецело зави
сит от навыков и опыта истопника, поэтому
пропускная способность печи не превышает 300 гросс в день. Теперь же, благодаря отлично оборудованной туннельной печи, сноровка истоп
ника не играет существенной роли. Тут коробки с графитными стержнями на вагонетках передвигаются по конвееру к туннельной печи. Пол
зут они из одной камеры в другую, где нагрев происходит от 120 до 1.200 градусов, и обратно. Пропускная способность печи в тридцать раз больше, чем на старой фабрике.
Прекрасно поставлены условия труда. Во всех цехах, просторных и светлых, у каждой
машины устроены пылесосы, которые уносят пыль и вредные испарения в одну общую трубу, протянутую под потолком.
Большой интерес представляет собой процесс выделки карандаша в целом. Так, в нижнем этаже первого корпуса, на пространстве 200 кв. саж. расположено до 60 станков, большинство коих ввезено из-за границы. Здесь имеются шаровые мельницы, фильтропресса, вакуумные шкафы для сушки графита, мешалки, краскотерки и вальцовки, гидравлические пресса, об
жигательные печи и проч. Это все — мышцы фабрики.
В этом отделении изготовляются графитные мины путем обработки графитной массы на паровых мельницах и на фильтро-прессах, на которых отфильтровывается вода и остается густая масса. Отсюда масса переносится в сушильные вакуум-шкафы, где производится под
сушка массы до определенного процента влаги. Из сушильных шкафов графитная масса в виде плиток поступает на мешалки, где разрабатывается в виде тестообразной массы. Затем пе
реносится на гидравлические пресса, на кото

рых выдавливаются графитные мины, в виде тонких нитей определенной толщины, под дав

лением от 180 до 600 атмосфер. Мины — нити режутся на определенный размер карандаша, затем поступают на сушилки, после чего вкла
дываются в специальные тигли, герметически закрываются и поступают в туннельную обжи
гательную печь, где при температуре в 1.200 градусов фарфорозируются, закаляются. Тут же эти графитные стержни загружаются в герме
тически закрытые варочные аппараты, где пропитываются в жирах. Благодаря этому, ка
рандашем приобретаются эластичность письма и крепость на излом.
Во втором корпусе первого этажа помещается пильное отделение, где стоят 30 деревообделочных машин различного назначе
ния. На пильных рамах разрезаются липовые бревна на определенного размера доски, кото
рые, в свою очередь, режутся на ленточных пилах на определенного размера чурки — дощечки. Последние переносятся на автоматические карусельные станки, где режутся на до
щечки размера карандаша. Тут же эти дощечки подвергаются специальному пропитыванию кра
ской в четырех, так называемых, морильных чанах и затем из этих чанов полуфабрикат поступает в вакуумные сушильные шкафы, где производится просушка дощечек. Отсюда дощечки идут в карандашное отделение, распо
ложенное во втором этаже второго корпуса. Здесь, на строгальных машинах, производится строжка поверхности и делается углубление для вкладывания графитных мин. Дощечки по
ступают тут же в клеильное отделение, где вкладываются в них графитные мины, склеи