постройка в натуре производит приятное впечатление. В разряде утилитарных сооружений
сезона 1926 года, постройка является одной из наиболее заметных. На рисунке 1 дана перспектива пожарной части, строящейся в настоя
щее время. Здесь в распоряжении автора был материал для фактуры стен более благодарный, что вместе с большей продуманностью, простотой, уничтожением лишних тяг, необоснован
ных пилястр — создает ту гармонию плоскостей, линий и вместе с тем, именно, ту выразитель
ность, которая присуща только произведениям
искусства. Хочется выразить уверенность, что автору и строительной конторе удалось пол
ностью осуществить запроектированное здание, что на один крупный шаг приблизит время, когда архитектура станет действительно одним из демократических видов искусства, глубоко и органически увязанным с бытом.
Рождение описанного проекта со штампом строительной конторы необходимо отметить с большим удовлетворением: видимо, дело рядового „набора“ работников заменяется индиви
дуальным подбором способных, талантливых, любящих свое дело людей; последовательное и полное проведение того принципа от начальной до конечной точки процесса стройки обеспечит будущее нашего строительства.
Архитектор-художник В. Щербаков.
наты) квартире, но это обстоятельство легко может быть устранимо. На рисунке 5 представлена, построенная в сезоне 1926/27 г., пожар
ная часть. Фотография, к сожалению, заснята неудачно и не передает полного впечатления от постройки. Кроме того, режет глаз ряд мел
ких недостатков, о которых можно было бы и не говорить, если бы они не составляли отри
цательного явления, достаточно глубоко въевшегося в строительный быт. Куча мусора у во
рот, штукатурка пятнами, пятна, оставшиеся после устройства электрических лампочек под воротами и т. п. Деревянные ворота и забор выглядят чуждым, аляповатым придатком, ви
димо, сделаны без увязки с самим зданием депо, сделаны наспех и непродуманно, по дореволюционному шаблону. Фасады построены на чередовании кирпичных плоскостей со шту
катуркой местами, штукатуренными тягами и пилястрами. Каланча хорошо решена рядом вертикалей и четко нарисованным зонтом на наблюдательной площадке. Несколько нелогично выглядят пилястры на уличном фасаде, спорят и ослабляют впечатление от каланчи. Целесо
образнее, казалось бы, решение горизонтальными тягами, как это сделано на торцовой части фасада, прилегающей к каланче. Массы всей пожарной части в целом уравновешены и вся

Архитектура Вхутемас‘а

(Работа Архитектурного факультета Вхутемас‘а 1920 — 1927 гг.).

Т
о значение, которое имеет архитектура в
нашу эпоху, заставляет нас с наибольшим вниманием отнестись ко всем проявлениям сегодняшней архитектурной жизни.
Необходимо самое широкое ознакомление масс с современным состоянием архитектуры, с теми теоретическими и практическими вопро
сами, которые должен разрешить архитектор сегодняшнего дня.
Особенно важным является выдвижение новых кадров „советских архитекторов“, удовле
творяющих всем многообразным требованиям начинающегося социалистического строитель
ства. Эти кадры нам может дать только наша высшая школа. Поэтому методология архитектурного образования, вопросы правильной по
становки архитектурного воспитания в ВУЗ‘ах имеют в наше время наибольшую остроту и актуальность.
Учитывая это, редакция журнала „Строительство Москвы“ за текущий год уже дважды предоставляла свои страницы разбору учебных проектировочных работ Архитектурного факультета Вхутемас‘а. В № 4 было помещено описание наиболее характерных контрольных (пред
дипломных) работ за истекший учебный год (проекты Высшей художественной школы в
Москве). Один из последующих номеров уделил несколько страниц разбору дипломных ра
бот последнего выпуска (проекты центральной библиотеки им. Ленина и дома Красной армии).
Эта характеристика работ факультета имела, так сказать, „итоговый“ характер, поскольку на примерах дипломных и преддипломных работ освещались конечные результаты архитектурного воспитания во Вхутемас‘е.
В данной заметке мы даем, пользуясь материалом „Сборника студенческих работ Архи
тектурного факультета Вхутемас‘а с 1920 по 1927 г.“, общую схему построения архитектурного образования в ВУЗ‘е.
Вхутемас, значительнейший художественнотехнический вуз СССР, является целиком „... де
тищем послереволюционной России и ее нового социального строя“.
Архитектурный факультет Вхутемас‘а — наследник Архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1865 — 1918 гг.) и Архитектурного факультета Вторых Свободных Государственных Художественных Мастерских (1918 — 1920 гг.).
Факультет, организовавшийся в конце 1920 г., почти целиком откинул старые методы преподавания, заменив их новыми, в соответствии