Внешний вид здания радиостанции имени Коминтерна.
Москва к 1918 — 19 году осталась почти без радиосвязи. Ходынская станция за время войны была настолько потрепана, что каждую минуту можно было ждать прекращения ее дея
тельности. Эта угроза и заставила в 1919 г. начать постройку грандиозной по тому времени радиотелеграфной станции, которая должна была держать связь со всей Европой.
Строительство Шаболовки было исключительным, геройским делом. Технические силы и рабочие жили впроголодь. Материалы уда
валось доставать лишь благодаря помощи Владимира Ильича и Л. Б. Красина (тогда чусоснабарма), лично следивших за ходом работ. Один раз произошло несчастие. Было воз
двигнуто уже три звена башни и, когда стали поднимать четвертое, разорвалась цепь лебедки.
В 1923 году была восстановлена Ходынская радиостанция, внесли известный организационный порядок в радиообмен, и оказалось возможным нагрузку Шаболовской станции передать частично на Ходынку, частью же на ра
диотелеграфный передатчик станции имени Коминтерна. Шаболовка честно отработала в свое время и была консервирована. Машины ее пошли в провинцию, в Сибирь.
Развитие радиолюбительства и радиовещания, однако, снова заставили обратить внимание на Шаболовку. Самая мощная радиотелефонная
станция в Москве — „Большой Коминтерн,— построенная в 1922 году, устарела и слышна к тому же на детекторный приемник всего
лишь в радиусе 300 — 400 километров от Москвы. Когда к концу прошлого года Нижегородской

Шаболовская радиостанция.

Вряд ли найдется москвич, который не любовался бы башней Шаболовской радиостанции, видной со всех концов города. Но мало кто знает историю этой станции, построенной в самые тяжелые годы революции и в наши дни становящейся радиотелефонным центром всего Союза.
Инициатива постройки ее принадлежала б. члену коллегии НКПиТ А. И. Николаеву.
Под железной фермой было похоронено трое рабочих. Но все эти трудности не остановили
порыва рабочих и инженеров — работы удалось довести до конца.
В течение двух лет станция успешно выполняла свое назначение. Работала она новейшим для тех лет передатчиком с незатухающими колебаниями.