С. Чехонин. Матрос.
отдельные заводы сами по себе и по сравнению с другими?
Надо сказать, однако, что оценка эта не может быть одинаковой для всех, представленных на выставке, заводов.
Если выставка и говорила о серьезном сдвиге в нашем фар
форовом деле, то это, главным образом, бла
годаря тому, что здесь богато был представлен ленинградский государственный фарфо
ровый завод. Он идет вперед, он создает новые формы, кладет новые краски, вкладывает новое содержа
ние в эти хрупкие, нежные чашки, вазы, блюда и статуэтки, выходящие из рук его мастеров и рабочих.
За ленинградским заводом идут и осталь
ные. Очень близок ему новгородский завод. Другие заводы еще слабы, хотя и в их работах отмечаются проблески оживления, охватившего фарфоровое производство.
Но печатью художественного вкуса отмечены непосред
ственно в пооктябрьский период — главным образом вещи ленинградского завода. В 1918 году ру
ководство художественной стороной дела на этом заводе принимает на себя талантливый художник Сергей Чехонин, тонкий и искусный график.
К октябрю 1918 г. по рисунку Чехонина завод выполняет большое блюдо с гербом РСФСР, украшенным цветами, яркое и краси
В предыдущей нашей заметке, посвященной Московскому музею фарфора (см. „Строитель
ство Москвы“ № 12, 1926 г.), мы уже говорили о том переломном моменте, который пережи
вает в настоящее время русское фарфоровое производство.
Еще более характерной в этом отношении была выставка советского фарфора, не
давно закрывшаяся в Москве.
По сравнению с витринами советского фарфора в музее, выставка поражала богатством и разнообра
зием форм выставленных предметов, ярко
стью и пышностью их красок.
Такое впечатление создавалось, однако, не сразу — первое ощущение было весьма пе
стрым и для эстетиче
ского глаза, быть может, не совсем приятным.
В этом — отличие выставки от музея. Музей выделяет и показывает лучшее, вы
ставка показывает — все.
Отбора здесь нет. Здесь доминирует дру
гой, отличный от му
зейного, — производственно-показательный принцип.
Работа по отбору на выставке затруднительна, но, пожалуй, в этом затруднении и заключался самый благоприятный момент ее, позволявший оценить фарфоровое производство в его целом.
Что оно дает и что может дать? Движется вперед или отстает? Как работают

Советский фарфор.