Слева направо: Глебова-Судейкина. „Танцовщица“; А. Т. Матвеев. „Гончар“ и „Огородница“; М. М. Страховская. „Пионер“.
вое. За этим блюдом следуют и другие работы такого же типа, блюда с агитационными надписями, портретами вождей и т. д.
Однако, теперь, сравнивая их с вещами позднейшего периода, видишь как далеко ленинградский завод ушел уже и от них, насколько изысканнее, тоньше, художественнее его работы последних лет.
В своей статье, посвященной советскому фарфору (в сборнике „Совет
ский Фарфор“ Моск. Худож. Изд-ва), А. В. Луначарский рассказывает, как посетивший ленинградский завод М. И. Калинин сказал его рабочим чудесную речь.
Он говорил, что весь рабочий класс и крестьянство поблагодарят рабочих фарфорового завода за то, что они со
хранили им это изящное производство. Он говорил о том, что постепенно раз
вивается вкус у наших трудящихся к изящной обстановке, что они потянутся и к фарфору, что они будут понимать, сколько радости может доставить ста
новящейся все более уютной квартире рабочей семьи — красивое фарфоровое произведение...
И, действительно, что могут доставить кроме радости, красивые, тонкие вещицы, носящие на себе печать творчества таких мастеров русского фарфора, как С. Чехонин и его сотруд
ники; Адамович, Кобылецкая, Щекотихина, сестры Н. и Е. Дань
ко, Кузнецов, Матвеев, О Коннель и многие другие?
В пределах настоящей заметки трудно останавливаться на отдельных, выполняемых ими, предметах. Предла
гаемые вниманию читателя снимки с некоторых из них дают возможность получить достаточно ясное о них пред
ставление. Снимки эти, к сожалению,
главного впечатления, цветового, не дают.
Особое место среди изделий, главным образом, ленинградского завода,
занимала на выставке скульптура из фарфора. Не только копии би
сквитного фарфора с таких, например, вещей как „Похищение Европы“ В. Се
рова, или бюста А. С. Пушкина Паоло Трубецкого: наиболее заслуживающими внимание являются самостоятельные изделия завода, работы таких мастеров, как сестры Данько, Матвеев и Кузнецов.
В этих изделиях отражается быт нашей революционной эпохи. Запе
чатлевается в фарфоре и „Матрос“, „Красногвардеец“ — оба уже остав
шиеся в воспоминаниях о первых днях революции; гончар, огородница рабочая парочка, — в праздничный день устроив
Кобальтовый сервиз „Tête à-tête“. По рис. С. Чехонина. Исп. маст. Скворцов.
Технический фарфор.