распределяется по Москве. Мытищинский водопровод получает воду из артезианских скважин, откуда она поступает по водоводу на ст. имени Ольденборгера, а затем перекачивается в резервуары Крестовских башен, из которых поступает уже к потребителю.
В настоящее время все технические силовые установки крупного водопровода в Рублеве почти целиком использованы, и предстоит до
полнительное оборудование для усиления очистки воды. По плану Московского Коммуналь
ного Хозяйства оно должно быть закончено в течение ближайших пяти лет. Полная затрата
на эти работы определяется в 21 милл. рублей. При условии затраты этой суммы возможно будет подавать для Мо
сквы 21 милл. ведер воды. Этим будет исчерпан полностью Рублевский водопровод.
В настоящее время домовым водопроводом обслуживается, как указано выше, всего
1.300.000 жителей, и 500.000 человек поль
зуются водой из уличных водоразборных колонок.
Если начать усиленно присоединять дома к уличной водопроводной и канализационной сети, то, несомненно, потреб
ность в расширении этих предприятий будет еще с большей силой увели
чиваться, и в течение 3 — 4 лет вся мощность нашей водоподъемной
станции будет целиком использована. Поэтому перед нами стоит сейчас сложнейший вопрос о постройке нового водопровода для Москвы.
Постройка водопровода займет несколько лет и
потребует значительное количество средств.
Стоимость насосной и очистительной станций и водоводов от станции до города, а также магистральных и распределительных труб по городу, определяется в 114,4 милл. руб. Помимо этого нужны средства на устройство во
дохранилищ в верховьях реки Москвы в сумме 31,4 милл. руб. Таким образом, общая стоимость нового водопровода равна 145 милл. руб.
Вся строительная программа по сооружению нового водопровода должна иметь две очереди. Первая очередь может быть исполнена в течение ближайших пяти лет и на работы этой очереди потребуется около 84 милл. рублей. Вто
рая очередь будет выполняться в последующие годы после первоочередных работ.
Если вместо устройства водоемов почемулибо нужно будет использовать естественные
водные источники - реку Волгу или Оку, то стоимость водопровода увеличится до 200 милл. рублей, и сооружение его займет большое ко
личество времени. Изыскать такие огромные средства сразу чрезвычайно трудно. Повидимому, вопрос о постройке водопровода должен обратить внимание и правительственных орга
нов, которые должны поставить водоснабжение Москвы наравне с постройкой Волховстроя, Днепростроя и других колоссальнейших соору
жений, имеющих громадное хозяйственное и политическое значение. Форсировать этот во
прос необходимо потому, что водоснабжение Москвы тесно связано, прежде всего, с обслу
живанием рабочего насе
ления. Кроме того, без расширения водопровода на окраинах не мо
жет развиваться крупное каменное строительство. Все соображения заставляют серьезно задуматься над этим вопросом и вынуждают при
нять необходимые меры к скорейшему разрешению проблемы водоснабжения Москвы.
В такой же, примерно, плоскости стоит вопрос и с московской
канализацией. По плану на 1926/27 год канализация будет пропу
скать сточных вод до 11.000.000 ведер, что представляет увеличение в 2 раза по сравнению с довоенным периодом.
Москва канализована далеко не вся. Вся система канализации распределена на 3 очереди: 1-я очередь — в
кольце Садовых, 2-я оче
редь — Садовое кольцо и Камер - Коллежский вал и 3-я очередь — Камер-Коллежский вал и Окружная жел. дор. 1-я очередь почти пол
ностью выполнена, здесь почти все дома присоединены к канализационной сети, и населе
ние обслуживается канализацией в полной мере. За Садовым же кольцом — до Камер-Коллеж
ского вала население обслужено канализацией на 60 — 65%. Остальные 35% московского на
селения, живущего между Камер-Коллежским валом и Окружной железной дорогой, еще не имеют канализации. А всем известно, что за последнее время усиливается жилищное строительство за Камер - Коллежским валом, по
являются рабочие поселки и целые рабочие городки, начинает развиваться фабрично-заводское строительство. Все это необходимо канализовать, чтобы не допускать спуска неочи
щенных вод в естественные протоки — Яузу и