[*)] Начало см. „Строительство Москвы“ № 7.

Рабочее жилищное строительство в Москве и пути к его удешевлению.

(По практике Московского Совета).

(Окончание[*)]. III. „Нэп“ в жилищном строительстве.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу широкой принципиальной важности, а именно к вопросу о „нэп‘е“ в жилищном строительстве. Для выяснения его необходимо дать себе вполне ясный отчет, в чем именно состоит идея „нэп‘а“ и чем обусловливается его жиз
ненность. „Нэп“ понимается обычно как система коммерчески самостоятельных хозяйственных
единиц и вытекающий отсюда принцип свободной торговли. Это определение, однако же, ничего
не говорит о существе дела и представляет собою формулировку только внешних, вторич
ных признаков „нэп‘а“, в действительности ни коммерческая самостоятельность, ни свобода торговли не представляет собою какого-либо канона, предвечно данного господом богом, как это принимается буржуазной идеологией. Чтобы
понять сущность „нэп‘а“, приведем пример из области физического состояния материалов, памятуя, что и всякое общество является тоже
своего рода материалом, в котором роль атомов и молекул играют отдельные личности, фор
мально свободные, но фактически действующие (по крайней мере, в хозяйственной области) также по некоторым законам, хотя бы и не физическим, но все же вполне определенным. В области материалов в настоящее время известны разного рода их состояния, характеризующиеся или хаотическим расположением молекул, или же расположением всех их в опре
деленно настроенных направлениях. Так, например, обыкновенная литая сталь получается с хаотическим расположением молекул и от
дельных зерен материалов; путем механической обработки (проковка или прокатка) или путем
определенных термических процессов удается видоизменять взаимное расположение этих зерен и настраивать их расположение то в одном, то в другом, но в одинаковом для всех зерен
направлении, при чем физические свойства того же самого материала приобретают, как оказывается, совершенно различные свойства: можно получить но желанию то увеличенную крепость материала, то увеличенную его твер
дость, то сделать его мягким и эластичным, и т. п. Процессы эти называются в технике процессами „облагораживания“ материалов.
Всякий человеческий коллектив, т.-е. собрание людей, занятых той или иной деятельностью одного рода, также может быть характе
ризован по вышеуказанным признакам, а именно: деятельность отдельных людей может быть
совершенно хаотичной или же, напротив того, настроенной в том или ином определенном на
правлении. Для успешной деятельности всякой сложной хозяйственной организации, — в мас
штабе ли отдельного предприятия или целою
народного хозяйства, — требуется прежде всего именно такая определенная настроенность от
дельных участников хозяйственного процесса.
В буржуазном обществе такая настроенность достигается, вообще говоря, двумя путями. Первый путь состоит в непосредственном со
знательном воздействии сверху, т.-е. директировании: этот прием практикуется всецело в пределах каждого отдельного хозяйства и лишь частично в более широких пределах — посредством регулирующей деятельности тре
стов, синдикатов, банков и государства. Второй путь есть путь автоматического психологиче
ского настраивания отдельных хозяев, создаваемого принципом частной собственности и частной заинтересованности в рациональном, экономичном ведении каждого отдельного дела.