Строительство Московского Зоопарка.

Краткая историческая справка.
Московский Зоопарк был основан в 1864 году Обществом Акклиматизации в годы пробуждения русской общественности шестидесятых годов.
Первые годы его существования знаменуют собою годы развития, годы роста, годы общей
симпатии к молодому и здоровому общественному начинанию и инициативы в деле широкой пропаганды естествознания на невспаханной русской почве.
Скоро, однако, по мере наступления сумерек реакции, созданное руками идейных работников
и энтузиастов, во главе с проф. Богдановым, учреждение стало глохнуть. Не малое значение в угасании учреждения имел еще один фактор. Богданов с сокрушением высказал в одной из статей следующие мысли по поводу Зоосада того времени:
„Разве мы не видели примеров, что общества и учреждения без средств при начале сво
его существования шли быстро и успевали, и что потом энергия их потухала, так что,
несмотря на добытые уже средства, результат был не пропорционален им. Если присмотреться поближе к причинам этого, то мы увидим, что одно из главнейших бывает то, что дело начи
нают люди идеи, люди мечты, все самолюбие которых в осуществлении этого дела. Это увлечение собирает средства, составляет кружок сочув
ствующих лиц, возбуждает симпатию общества и правительства. Но как дело выяснится в том отношении, что его осуществление с успехом вероятно, тогда во многих практических людях загорается сильное желание посвятить себя начинающему делу, конечно, не во имя идеи учреждения, а во имя материальных выгод его.
Такие люди вытесняют понемногу первоначальный кружок, сначала прилаживаясь к нему в виде практических помощников, отодвигая понемножку идеальные цели, а затем захваты
вают и повертывают дело на вопрос кормления и своей обстановки .
Зоосад, попавший в подобное положение, через немного лет после своего возникновения и тем скомпрометировавший себя в широких кругах общества, без должных средств, более 50 лет, вплоть до 1923 года, влачил невеселое существование.
В 1919 году в процессе Великой Октябрьской Революции Зоопарк перешел в руки государства (декрет о национализации его от 29-го
марта 1919 года, за № А/2285), а руководство учреждением возложено на Наркомпрос.
Несмотря на голодные 1919 — 20 и 21 годы, учреждение удалось продержать до лучших времен. С осени 1923 года Зоопарк переходит
из ведения Наркомпроса в Моссовет; с осени же 23 года начинается реорганизационный период в нашем учреждении.
В основу реорганизационных планов было положено глубокое убеждение, что учреждение
таит в себе огромные потенциальные возможности в культурном строительстве страны.
Зоопарк со своим животным населением, вольерами, прудами и проч. оборудованием более, чем какое-либо другое учреждение может обеспечить научно-исследовательские работы в обла
сти биологии при правильной его организации. Он может оказать огромную помощь школе высшей, средней и низшей ступеней; в деле изучения природы, распространения животных по земной поверхности и даже в изучении род
ного языка; он является могучим орудием в деле увязки науки и ее популяризации в широких массах населения. На его территории и стар и млад может учиться, отдыхая, и в этом его огромное культурное значение.
Зоопарк — это большая лаборатория, но не замкнутая в себе, а доступная массам населения. Без доли внешнего давления легко и свободно трудовой человек забывает пивную и идет в здоровую обстановку, где можно видеть
осколки жизни различных областей земного шара.
Согласно указанной глубокой уверенности, в реорганизационные планы вошла прежде всего задача — поднять авторитет учреждения, обслужи - вающего насущнейшие задачи строящегося моло
дого государства, на знамени которого написано доверие к естественно-научным методам познания окружающего мира.
Наша высокая оценка задач Зоопарка не покажется пафосом, если учтем, что за год (1924 — 25 г.) прошло 688.000 человек, т.-е. более, чем через все остальные культурно-просветительные музеи Москвы, взятые вместе.
На ряду с поднятием культурно-просветительного авторитета учреждения была проведена всестороняя пропаганда делом и словом и самая решительная настойчивая борьба ( — до зубов) с остатком дореволюционной трактовки Зоо
парка, как увеселительного летнего сада типа Аквариума, Эрмитажа и проч. „садов с сомнительными заданиями.
Крайне странное сочетание Зоологического живого музея с Летним театром, где чаще всего процветают оперетки, шансонетки, проституция, вино и пиво, занесено к нам из Германии и ведет начало от беспринципнейшего строительства зоосадов акционерными компаниями в целях
материальной их эксплоатации. В самом сочетании живого биологического музея с легким театральным зрелищем сквозит проституиро
вание того ценного, что таится в культурнопросветительной работе.
Переименование Зоологического сада в Зоопарк отчасти навеяно необходимостью стереть с названием воспоминания о прошлом.
Согласно намеченным выше основным зада
ниям, за истекшие 1 1/2 года были предприняты следующие мероприятия: