Институт В. И. Ленина

при Ц. К. В. К. П.(б).

Строится Институт в самом центре Москвы, на Советской площади. Без сомнения, он будет
одним из самых интересных и оригинальных зданий Красной Столицы. Строгие, простые формы, отсутствие украшений
и в то же время
монументальность — таковы основные харак
терные черты внешнего вида здания. Проект художника - архитектора Черны
шева. Он же был и главным руко
водителем работ по постройке.
При составлении проекта ав
тору были заданы
следующие две
основные цели, преследуемые постройкой здания:
во-первых, устрой
ство усовершенствованного, безопасного во всех отношениях хранилища рукописей В. И. Ленина; во-вторых, создание научно - приспособленного помещения, в котором можно было бы свободно, без всяких помех, изучать эти рукописи.
Все сооружение представляет собой огромный, в главной части пятиэтажный, корпус, общей кубатурой свыше 25.000 кубических метров, рас
положенный четырехугольником со внутренним световым двором. Здание делится на две впол
не самостоятельные части, связанные между собой проходами лишь в нижнем и третьем этажах. В одной из них, высоко взлетевшей пят
надцатиэтажной башне, разместится библиоте
ка — хранилище Института. Другая же, большая часть здания предназначена для ряда научных кабинетов, аудиторий (одна из них будет вмещать 250 человек), зала для заседаний, читаль
ного зала, рассчитанного на 150 одновременно работающих посетителей, административно-хо
зяйственных и разного рода обслуживающих помещений.
Нижний цокольный этаж, образовавшийся благодаря уклону местности от Со
ветской площади к Большой Дмит
ровке, представляет собой же
лезобетонный массив, стены же верхних этажей — кирпичные. Внутренние конструкции и перекрытия — из железо
бетона. Крыша почти вся плоская. С нее (зда
ние расположено
на одной из очень высоких точек Москвы) открывается исключительный, чудесный вид на город. Лестничные клетки, переходы и коридоры светлые, свет подается из внутреннего двора.
Снаружи все здание облицовано лабрадорным порошком и отделано под гранит. Входные лестницы будут сделаны из натурального гранита.
Внутри все помещения отделаны и оборудованы буквально по последнему слову техники. Роскоши нет никакой, но предусмотрен макси
мум удобств и комфорта. Окна с огромными зеркальными стеклами, паркетные полы, два лифта — один пассажирский, на шесть человек, другой — грузо-пассажирский, для книгохрани
лища. Конвеер для подачи книг из библиотеки в читальный зал. Раздвижные металлические полки для книг в книгохранилище. Две системы приточно-вытяжной вентиляции: одна исключительно для библиотечной башни, другая же Общий вид здания Института В. И. Ленина с угла Советской пло
щади и Столешникова пер. По проекту арх. Чернышева.