Фарфоровые игрушки Гжельского района.

Керамическое производство

Гжельского района.

Гжельск, как район, вырабатывающий гончарные изделия, известен очень давно.
Громадные залежи всевозможных пород глин, окружающие леса, как дешевый материал для обжига изделий, и малоземелье послужили основанием к разви
тию в районе гончарного производства.
На ряду с развитием в од
них деревнях Гжельского рай
она горшечного и игрушечного кустарного про
мысла, другие деревни занимались исключи
тельно добычей глины со своих земельных уча
стков, продавая ее для производ
ства кустарям соседних деревень.
Изделия игрушек из фарфора распространялись по всей России, характер игрушек был двух родов — самобытный и наносный. Первый, как продукт народного творчества, представлял из себя художественную ценность, второй — чисто случайного происхождения, представляющий плохую копию немецкого фарфора.
К 1914 году количество фарфоровых заводов в Гжельском районе сильно со
кратилось, — заводов с числом рабочих в 150 — 400 осталось небольше 6 — 8.
Гончарно-горшечных мастерских было ок. 25. В 1918 — 20 гг. эти заводы перешли в руки государства и продолжали работу на остатках сырья.
И только с 1922 года местные государственные заводы смогли восстановить свое производство, увеличить кадр рабочих, отремонтировать станки, машины и приобрести необхо
димые запасы сырья. Местное население также постепенно стало возвращаться к своему при
родному ремеслу, переходя к производству вместо фарфоровых игрушек к глиняным, от фарфоровой посуды — к изготовлению предметов
для электротехнического оборудова
ния: роликов, штепселей, розеток, изолиров. трубок и др. мелких пред
метов, получивших большой спрос при проведении электрификации и при развитии радио-техники.
Гжельский производственный район территориально захватывает два уезда — Бронницкий и отчасти Богородский, в деревнях которых и сосредоточено все керамическое произ
водство.
По данным местной районной профессиональной органи
зации химиков, в данное время в районе числится зарегистри
рованных предприятий:
Государственных: с числом рабочих 905 чел. — 6, из них:
1 предприятие хозяйственного фарфора,
4 предприятия технического фарфора,
1 предприятие глиняного изготовления кислотоупорной посуды.
Частные: с числом рабочих 140 чел. — 31 предприятие:
13 предприятий технического фарфора,
18 предприятий по изготовлению предметов крестьянского хозяйства из глины.
В каждом предприятии занято, примерно, от
6 — 8 наемных рабочих.
Кустарь-игрушечник.
Кустарь-горшечник.