БЕС

КЛА

СС

ОВА

Я

А

Р

Х

И

Т

Е

К

Т

У

Р

А

ЛОЖЬ!
щие результаты, а окончательный выбор комиссии вызвал бурный протест всех архитектурных организаций.
Это пышное цветение эклектизма на 12-м году революции—одно из проявлений обострившейся классовой борьбы. Идеологию старого умершего прошлого подсовывают нам уцелевшие представители разбитых революцией сил. Против этой усилившейся реакции, тор
мозящей наше движение вперед, нужна непримиримая борьба всех передовых архитектурных группировок.
КОНСТРУКТИВИЗМ
Практика конструктивистов (ОСА), широко известных своими теоретическими выступлениями и проек
тировочной работой, проявилась за истекший сезон в двух зданиях—доме сотрудников НКФ на Новинском бульваре и планетарии на Садовой-Кудринской [*].
Имеющие большой интерес, эти здания одинаково хорошо демонстрируют как положительные, так и отри
цательные качества течения конструктивистов. Жилой дом сотрудников НКФ, строящийся по проекту арх. Гинзбурга, представляет практическое осуществление многих теоретических разработок конструктивизма. В этом отношении его ценность, как широкого опыта, велика, в нем находит свою практическую проверку работа группы ОСА.
Не останавливаясь на теоретической и проектировочной работе архитекторов ОСА и не имея возможности дать полной характеристики здания (этот опыт необходимо подвергнуть в дальнейшем тщательному изучению), мы ограничимся лишь кратким замечанием по поводу уже выявившихся элементов сооружения. Подъем всего здания на колонны, использование «бывшего
первого этажа для свободы городского движения (идея французского арх. Корбюзье), возможно, имеет некоторый смысл в постройке новых поселений и кварта
лов, но в линии старой улицы это едва ли целесообразно. Использование одного этажа только для целей движе
ния, безусловно, менее экономично, нежели, скажем, приспособление его под универмаг, остеклив по линии периметра здания. В отношении самого движения,
эта мера, не направляя его линии в определенные потоки, может лишь действовать дезорганизующе.
Планетарий в Зоопарке, выстроенный по проекту арх. Барща и Синявского,—сооружение, архитектурная выразительность которого определяется специфично
стью задания и обусловленностью формы зрительного зала (зал должен быть круглым). Купол, перекрываю
щий зрительный зал, дает зданию планетария остроту и архитектурное своеобразие. Недостаточно продуманно устроен вход, заимствованный автором у того же арх. Корбюзье и совершенно неприспособленный к данной композиции.
Необходимо отметить высокое качество технического выполнения работ.
Изложенное подтверждает имеющуюся в марксистской литературе (см. статью Маца в Ежегоднике литературы и искусства Комакадемии) оценку конструк
[*] В ближайших номерах журнала будет дана подробная оценка этих зданий.
тивистов группы ОСА, которые при всех их положительных качествах очень часто страдают недостатками, присущими вообще индустриально-технической интеллигенции, абстрактным изобретательством, слепым под
ражанием и механическим перенесением на нашу почву техники Запада, не считаясь с местными условиями и экономическими факторами.
ПРАКТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Описанное представляет собою наиболее чистые образцы эклектизма и конструктивизма. В широкой же практике московского строительства мы имеем чрезвычайно большое разнообразие, сочетающее всевозможные формы, начиная с эклектизма и кончая конструктивизмом (не приходится говорить особо о формали
стах—группа «Аснова», почти не участвовавших в практическом строительстве истекшего сезона, исключая работы арх. Мельникова, которые не являются характерными для этого течения).
Большая плановость, продуманность и типизация, с заострением внимания на архитектурных проблемах, отличают эту часть строительства текущего года. В основном виде строительства—жилищном,—как планировка, так и оформление дают определенное продви
жение вперед по пути создания типа, отвечающего новым бытовым потребностям. Несмотря на то, что доминирующим типом является мелко-индивидуаль
ная, несколько улучшенная жилая ячейка, оборудован
ная ванными комнатами, вопросы нового быта находят более широкое разрешение. Сильно увеличивается сеть сооружений общего пользования—прачечных, яслей, детских домов и т. д. (планировка участка «Донские огороды»).
В истекшем году осуществлена постройка 1-го дома коммуны на Хавской ул.
Внешнее оформление жилых домов, на ряду с хорошими примерами (дома на Усачевке), в большинстве беспринципно,-—тяги, полоски, вертикали, трактую
щие в измененном виде те же массивы архитрава и колонн (дома на Нижней Пресне).
Если в планировке самой ячейки даются хорошие примеры, то генеральные планы застроек в большин
стве не удовлетворительны. Архитектор не справляется еще с этой задачей. Ориентация в новых кварталах с бесконечным количеством дворов, архитектурно никак необработанных, в массе своей случайных, трудна для всякого посещающего новые поселки. В отношении про
странственной организации жилых кварталов еще не найдено хороших решений.
По всем линиям строительства мы видим широкое внедрение планового начала. Вырабатываются типы, унифицируются сооружения. В этом отношении необ
ходимо отметить широкое строительство универмагов, школ, почтовых отделений. Строительство клубов,
институтов и других общественных зданий дало много нового, значительного, раскрывающего возможности и перспективы дальнейшего архитектурного развития.
Широко развернувшееся строительство универмагов, осуществленных в различных районах Москвы, однако, не выявило определенного архитектурного типа и, если все они находятся, примерно, на одном уровне строительной и торговой техники, то оформление их не